Я жду маму

Пока в суде выносится постановление о лишении родительских прав, пока подыскивается место в детском доме или интернате, ребенок живет в социальном приюте. Детский социальный приют отдела образования администрации Ленинского района г. Гродно начинался десять лет назад с одной интернатской группы в обычном детском саду. Городские власти вынуждены были пойти на такой шаг, чтобы не превращать детей из неблагополучных семей в заложников ситуации.

Мамины “заложники”
Случалось, что голодных и чумазых детишек привозили даже с городской свалки. Там они обитали, убежав из дома, где жизнь была подобна аду. Постепенно это временное пристанище переросло в полноценный приют с уютными спальнями, чистой одеждой, с запахами вкусной еды. Но приют так и остался временным пристанищем. По инструкции ребенок, изъятый из неблагополучной семьи, может здесь задерживаться не больше полугода. Именно такой срок дается нерадивым папам и мамам для испытания, прежде чем принимается окончательное решение о лишении их родительских прав. Для детей же — это долгие месяцы надежды.
...Шестилетний Руслан все глаза проглядел, выглядывая на тропинке маму. Воспитатели рассказывают, что как только у мальчика появлялась свободная минутка, он бежал к окну, все ждал...
Директор приюта Галина Рутковская сама ходила в квартиру, где жила эта самая мама, чуть ли не каждый день: и ругала сбившуюся с пути молодую женщину, и уговаривала ее образумиться. Глядя на Руслана, нетрудно было угадать, что когда-то о нем по-настоящему заботились: мальчик смышленый, воспитанный. Но потом мама превратилась в алкоголичку, и в сознании ее что-то перевернулось. Она даже на судебное заседание, где решался вопрос о лишении родительских прав, не явилась. Дело было закрыто. Руслану уже подыскали приемную семью, ему уже показали сказочную детскую в шикарном коттедже, он уже любовью ответил на заботу тети и дяди. Оставались только формальности, чтобы навсегда забрать его из приюта. И тут он, наконец, увидел маму в окне...
— Только когда испробованы все меры, чтобы образумить родителей, мы подаем иск в суд о лишении прав, — говорит Галина Иосифовна. — И примерно 70 процентов детей возвращаются из приюта в родную семью. Остальных же определяют в замещающие семьи. К сожалению, некоторые передаются в детские дома или интернаты. Галина Рутковская припомнила только один случай, когда мама, лишившись троих детей, захотела восстановить родительские права.
Условия же для горе-родителей таковы: пока ребенок в приюте, им необходимо устроиться на работу, навести порядок в квартире, покончить с дурными привычками, ежедневно навещать в приюте детей, заботиться о них.
— Часто мы словно бьемся о глухую стену, — в сердцах говорит директор приюта. — На данный момент у нас находятся дети из 23 семей. Половина родителей не сделала абсолютно никаких шагов для того, чтобы изменить ситуацию. Видимо, их сознание деградировало настолько, что они даже не утруждают себя мыслью о детях.
“Скажите, как можно понять, к примеру, маму Жени и Карины Лазовских? — с горечью вопрошает Галина Иосифовна. — Ее квартира в нескольких шагах от приюта, а она не удосужится хоть на минуту заглянуть к детям. Карина уже дважды побывала в нашем приюте, сейчас сюда привезли и ее брата. Срок их пребывания здесь скоро истечет...”
— Моя мама придет, — свято убеждена Карина. — Я не хочу в приемную семью, — заявляет девочка.
Она надеется.
А где же папы?
— Крайне редко они объявляются у нас и так же редко делают все необходимое, чтобы дети вернулись в семью, — ответила Галина Иосифовна. — Хотя был случай, когда именно папа в критической ситуации принял нужное решение. Когда я вспоминаю эту историю, осознаю, что в жизни ни от чего нельзя зарекаться.
Это была интеллигентная семья. Мама — педагог, папа — врач. У них росли две прекрасные девочки. Произошло что-то очень серьезное. Мужчина оставил семью и уехал в Украину к своим родителям. Женщина не смогла совладать с ситуацией. Она спилась настолько, что уже не брезговала допивать в пивнушках оставленное в стаканах спиртное. Начались серьезные проблемы с психическим здоровьем. Когда сотрудники нашего приюта разыскали в Украине мужа и рассказали ему о случившемся, он бросил все и приехал. Погасил задолженности по квартплате, оформил жену в больницу. Отвел ее в общество анонимных алкоголиков. Он еще успел.
Но чаще всего в семьях, откуда поступают к нам голодные, больные, запуганные дети, нет того сильного плеча, к которому можно было бы прислониться.
Тогда свое плечо и подставляет государство.
Нерадивые родители
— Категоричные меры к нерадивым родителям нужно применять, это однозначно, — считает Галина Рутковская. — Более того, необходимо как можно раньше выявлять такие семьи. Тогда еще можно будет что-то сделать. Декрет Президента “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”, который вступит в силу с 1 января 2007 года, по мнению директора приюта, и будет работать на профилактику тех родителей, у кого еще есть шанс. “Отрезвлять” тех, кто слишком далеко зашел.
В детском доме смешанного типа Октябрьского района г.Гродно с этой позицией абсолютно согласны: нерадивые родители должны в полной мере почувствовать ответственность за своих детей.
— У нас в детском доме 81 ребенок, — говорит социальный педагог Наталья Хомбак. — С августа прошлого года мы руководствуемся инструкцией “О порядке возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении, в доход бюджета”. Но реальность такова, что расходы, а это примерно 130 тысяч на одного ребенка в месяц, возмещает очень маленький процент родителей. К примеру, в ноябре это сделали только 18 родителей. Заметьте, — продолжает знакомить с печальной статистикой социальный педагог, — есть случаи, когда в наш детский дом поступают пятеро детей из одной семьи. Таким образом, сумма на их содержание, которую нужно возместить государству ежемесячно, достаточно приличная. Некоторые платят регулярно, но по пять тысяч в месяц на ребенка.
В 90 случаях из 100, как объяснили мне в детском доме, родители по причине неисполнения своих непосредственных обязанностей перед детьми и государством осуждены по ст. 174 Уголовного кодекса. Некоторые дважды. И в данный момент они за свои долги находятся в местах лишения свободы.
Дождутся ли их дети?

В Беларуси по состоянию на сентябрь текущего года количество неблагополучных семей подходило к 20 тысячам.    В   этих   семьях   проживает  примерно 36 000 детей (данные января нынешнего года). В стране насчитывается примерно 29 000 детей-сирот, а если приплюсовать к ним и совершеннолетних, то получим все 35 000. Вместе с тем, по словам специалистов в области социальной и воспитательной работы, значительно возросло количество сознательных родителей, которые считают своим долгом не только вернуться к нормальной жизни, оставив вредные привычки, но и вернуть детей домой. Например, только в прошлом году приюты возвратили в такие семьи более 3000 детей. Вышедший указ, несомненно, значительно улучшит ситуацию, тем более что, как говорится, есть нюансы. Нельзя сказать, что до его принятия в нашей стране не уделялось внимания детям-сиротам — это касается и льгот, и начисления государственных пособий. Но, как ни странно, заботу в некоторых семьях воспринимают с иждивенческой точки зрения. По словам социальных работников, некоторые родители специально отказываются от родительских прав, поскольку в этом случае государство берет на себя заботы о своих малолетних гражданах. В частности, выплачивает опекунам денежное пособие. Опекунами же чаще всего оказываются бабушки или дедушки, также не отличающиеся сознательностью. Правда, такие “эксперименты” случаются все реже, поскольку теперь государство обязывает нерадивых родителей частично возмещать расходы на воспитание ребенка. Суммы эти, конечно же, не идут ни в какое сравнение с реальными затратами. Ведь только на содержание таких детей в интернатах и приемных семьях ежегодно тратится более 160 млрд. рублей! И это уже не говоря о том, что так называемые “родители” зачастую даже не ищут работу, предпочитая жить “как бог на душу положит”.
По статистическим данным, только 15 процентов лиц, лишенных родительских прав, сочли нужным явиться в службу занятости. Теперь таким людям придется задуматься о многом.

Не противоречит Конституции

Норма Декрета № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”, касающаяся временного отобрания ребенка у нерадивых родителей, не противоречит Конституции, заявил министр юстиции Республики Беларусь Виктор ГОЛОВАНОВ.
“В Интернете появились высказывания о том, что якобы данный Декрет нельзя назвать конституционным”, — отметил Виктор Голованов. При этом цитируется статья Конституции, в соответствии с которой дети могут быть отделены от своей семьи только по решению суда. “Однако если внимательно прочесть Декрет, то станет ясно, что речь идет лишь о временном отобрании детей у нерадивых родителей”, — сказал министр юстиции. В пункте 4 Декрета четко определено, что утверждается план работы с неблагополучной семьей — и с родителями, и с ребенком. В течение шести месяцев комиссия по делам несовершеннолетних должна либо вернуть ребенка назад в семью, если устранены обстоятельства, послужившие поводом для его отобрания, либо обратиться с иском в суд о лишении таких родителей родительских прав. “Так что никакого нарушения Конституции здесь нет”, — резюмировал министр юстиции.

Механизм защиты от семейного неблагополучия

Декрет о дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях, подписанный недавно главой государства, — важный и своевременный документ. Реализация его норм позволит обеспечить защиту детей от семейного неблагополучия, создать для нерадивых родителей такие условия, при которых они не смогли бы уклониться от своих обязанностей. Так считает министр труда и социальной защиты Беларуси Владимир ПОТУПЧИК.
По мнению министра, выполнение норм декрета повысит эффективность работы органов государственного управления всех уровней по своевременному выявлению неблагополучных семей. Решение вопросов, связанных с трудоустройством родителей, которые обязаны возмещать расходы государства на содержание их детей, учет неблагополучных семей, оказание им необходимой реабилитационной психологической помощи, направленной на сохранение семьи, возвращение в нее ребенка — это главные задачи органов по труду, занятости и соцзащите населения, определенные декретом, подчеркнул он.
Напомним, что согласно данному документу дети подлежат государственной защите и гособеспечению в интернатах и детских домах в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. При наличии таких оснований комиссия по делам несовершеннолетних в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите и об отобрании ребенка у родителей.

Против социального сиротства

Наиболее болезненной для нашего общества проблемой сегодня является социальное сиротство, считает председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Сергей ЗАБОЛОТЕЦ.
Он привел такие цифры и факты: по данным МВД, за 9 месяцев текущего года в сфере семейно-бытовых отношений зарегистрированы 143 убийства или покушения на убийство, 271 тяжкое телесное повреждение. В 36% случаев преступлений в семье совершаются супругами, в 20% — детьми, в 13% — родителями. Учитывая сложную ситуацию в неблагополучных семьях государство пытается защитить законные интересы детей. А еще повысить ответственность родителей, которые ведут аморальный образ жизни и не выполняют свои родительские обязанности. Именно на это нацелен декрет № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”, подчеркнул вице-спикер.
“Мы знаем, что жесткие меры в отношении нерадивых родителей приветствуются не всеми. Однако никакой конструктивной альтернативы, которая помогла бы решению проблемы, добровольные адвокаты таких родителей не предлагают”, — отметил Сергей Заболотец.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter