Судебные исполнители вышли на дороги в поисках должников. Что из этого вышло?

Я всё оплачу!

На прошлой неделе за должников взялись всерьез. Теперь судебные исполнители по всей стране будут ожидать их на дороге вместе с сотрудниками ГАИ. Мы отправились в один из таких рейдов, чтобы понять, как новая мера будет работать и есть ли в ней смысл.


Судебные исполнители Центрального района Минска Ирина Шмарловская и Оксана Шут пригласили нас приехать к развязке с МКАД возле Ждановичей. Районный отдел проводит такой рейд вторую неделю подряд. В прошлый раз дежурили на другой точке. Места выбираются случайным образом. Кстати, как нам рассказал Владислав Трикоза, начальник управления принудительного исполнения главного управления юстиции Мингорисполкома, общественность не будет оповещена заранее о том, в какой день состоится рейд. При этом единые дни взыскания с водителей–должников намерены проводить не реже 1 раза в месяц. Где? Там, где наибольший поток машин.

Владислав Трикоза
Вместе с нами дежурят сотрудники ГАИ Центрального района. Именно они останавливают машины для проверки документов. После этого инспектор передает водительские права судебному исполнителю, и тот определяет, есть ли водитель в базе. Если он чист по долгам и претензий у инспектора к документам нет, то машина уезжает. Процедура занимает меньше 5 минут. Если необходимо, инспектор приглашает водителя к судебному исполнителю. Вопросы возникли после выяснения платежной истории одного из водителей грузовика, остановленного инспектором. Минчанин присаживается в машину судебных исполнителей. Оксана Шут видит в базе, что за индивидуальным предпринимателем М. числится сразу несколько долгов: за нарушение скоростного режима, взнос в ФСЗН, долг по гражданскому иску в пользу физических лиц и неоплаченная «коммуналка». Водитель виновато склоняет голову. Долги признает, но уверяет, что регулярно приносит квитанции своему судебному исполнителю о том, что постепенно гасит сумму. После размышлений сотрудники отдела принудительного исполнения решают описать машину. Но тот лишь хитро улыбается. Оказывается, автомобиль числится за его матерью. «А деньги у вас с собой есть?» — интересуются судебные исполнители. У горе–должника с собой всего 15 рублей. Их описывают. Несколько раз сплюнув себе под ноги, М., резко дав по газам, уезжает, бросив на прощание заученное: «Я все оплачу!»


Следующий, к кому возникли вопросы, также приехал на небольшом грузовике. Однако выразил крайнее удивление, узнав, что у него есть долг по банковскому кредиту. Сумма немаленькая — более 5 тысяч рублей. При этом минчанин искренне убежден, что уже рассчитался по этому кредиту. Но исполнительное производство по нему возбуждено еще в апреле. Ситуация нерадостная. Ирина Шмарловская рекомендует водителю в срочном порядке подъехать в свой районный отдел принудительного исполнения и уточнить все детали. Водитель уезжает в расстрепанных чувствах. Судебные исполнители говорят, что такие ситуации не редкость. Можно погасить кредит не до конца и на оставшуюся сумму будут капать проценты. С течением времени они могут превратиться в достаточно крупную сумму. Поэтому нужно внимательно следить за своими финансовыми операциями.


Мы немного удивились, когда автоинспектор пригласил к судебным исполнителям водителя новенького «Мерседеса». Представительного вида товарищ не выглядел злостным должником. Оказалось, должен не он, а ему. Причем десятки тысяч долларов. Несколько сот контрагентов минчанина не рассчитались с ним по долгам, поэтому имя и фамилия этого водителя фигурируют в большом количестве исков. Система по ошибке поместила его в другую категорию. Но ситуация быстро разрешилась. Извинившись, водителя отпустили.

Из 18 остановленных машин в 4 ехали неплательщики. Большинство из них — штрафники из–за нарушения скоростного режима. При этом часть остановленных водителей не проживала в Центральном районе. Для выяснения обстоятельств их долгов сотрудники отдела принудительного исполнения регулярно созванивались с коллегами из других районов. Эта нервная и сложная работа будет проходить во всех районах страны. И, хочется верить, должникам теперь уж точно будет не скрыться.

КОМПЕТЕНТНО

Юлиан Мисюкевич, консультант главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции:

— В 2016 году мы получили около 250 тысяч постановлений о взыскании долгов по оплате штрафа за нарушение скоростного режима, зафиксированного камерами фотофиксации. За 10 месяцев 2017 года эта цифра составляет уже 260 тысяч. Стоит отметить, что основная масса нарушителей — жители Минска, они составляют около 50 процентов. По этим производствам всегда довольно высок уровень исполнения. 85 — 90% должников довольно быстро разбираются с этими штрафами.

— Существует ли база, где можно проверить, числится ли за тобой долг?

— Существует. До недавнего времени она работала в онлайн–режиме. Но пока «Единый реестр должников» приводится в актуальное состояние. Мы надеемся запустить его в новом виде уже в следующем году.

— Могут ли не выпустить за границу из–за маленького штрафа?

— Любая доступная судебным исполнителям мера может быть принята вне зависимости от суммы долга. Если долг небольшой, то суд, принимая во внимание, что неплательщик уклоняется и не принимает никаких мер по его выплате, может ограничить его в праве на выезд за пределы страны.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter