Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева в представлении не нуждается: более 60 лет она играет в театре имени Маяковского, на ее счету свыше ста ролей в кино. В этом году замечательная актриса стала лауреатом национальной кинопремии «Золотой орел» как «Лучшая актриса на телевидении» за роль в многосерийном фильме «Дипломат».
Светлана Немоляева: На премьеры хожу в родной театр имени Маяковского, где служим я и моя внучка Полина.
— Это огромное счастье — получить признание в виде такой потрясающей премии от людей, которые составляют гордость нашего кинематографа.
— А что сказал сын, сыгравший в «Дипломате» главную роль?
— Мама, меня пугает твое возрождение.
— С Минского кинофестиваля «Лiстапад‑2018» вы увезли спецприз «Кино без границ». У вас много наград?
— Я не обласкана наградами. Когда «Служебный роман» выдвинули на госпремию, меня вычеркнули из списка.
— Почему?
— Я играла героиню, которая бегает за женатым мужчиной. А когда мне вручили первую награду, расплакалась. Это была «Золотая маска».
— «Лiстапад‑2018» был посвящен Кире Муратовой. Вы же с ней работали?
— Кира пригласила меня на съемки на Одесскую киностудию. Я была беременна, ждала Шурика. Кира успокоила: будешь играть сидя. Стоял ноябрь, в павильонах было очень холодно. У Киры была бесподобная беличья шубка, и на время съемок она отдала ее мне со словами: «Тебе нужно беречь малыша».
— А вам доводилось сниматься в Минске?
— Да, на «Беларусьфильме». В Минске много снимался Александр Лазарев — у выдающегося белорусского режиссера Виктора Турова. Мы ездили в Минск с огромным удовольствием. Я люблю эту уютную, красивую страну, открытых людей. Белорусская группа как‑то накрыла российским актерам стол — приготовили потрясающие пельмени с капустой и жареным луком.
— Как сложилась ваша семейная династия?
— Моя семья старообрядческая, жила на Таганке. Предки во время гонений за веру уехали в Сибирь, поселились в поселке, который назвали Не Так Молящиеся. Отсюда и фамилия — Немоляевы. Папа был каллиграфом и работал в ГУМе, куда однажды пришли Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. Папа провел для них экскурсию и за это получил контрамарки на спектакль. И... заболел искусством. Поступил во ВГИК, он выпускник первого выпуска. А мой дядя был артистом Театра революции, ныне «Маяковка». Мама работала звукорежиссером на «Мосфильме».
Героиня Светланы Немоляевой в «Служебном романе» увлеклась женатым, а в жизни сердце актрисы принадлежало только одному мужчине.
— Где вы познакомились с будущим мужем Александром Лазаревым?
— В театре. Меня попросил подыграть в «Укрощении строптивой» мой сокурсник на просмотре в театр. И Сашу тоже. Роль была не моя, и мой первый режиссер Николай Павлович Охлопков над моей игрой смеялся. «Ты смешная, а роли должны быть нервные, драматические». Но меня взял. И Сашу тоже.
— На сцене и в жизни вы были вместе более полувека.
— Думаю, тут существует некая генетическая связь. Когда человек встречает родного человека, то это подарок судьбы. Но Саша всегда говорил: сохранять верность — это работа. За нашим романом следил весь театр. Мы целовались в темных уголках, но я плохо видела и думала, что нас не замечают.
— Где жили?
— У папы с мамой на Плющихе. Играли по 25 спектаклей в месяц. Когда был выходной, торопили время: скорее бы на работу. Мы были неразлучными. Повенчались в Абрамцеве тихо, по‑семейному. У нас не было мыслей, чтоб, например, отдыхать друг без друга. Саша ушел из жизни, не имея врагов.
— За что вы полюбили «Маяковку»?
— Когда меня привели в крохотную гримерку, за окном шумел тополь, и мне показалось, что это рай на земле.
— Ваш театр изменился?
— Александр Лазарев говорил, что всю жизнь проработал в одном здании, но в трех разных театрах. Сначала это был театр Охлопкова, затем Гончарова, потом Арцибашева, лауреата премии Союзного государства в области литературы и искусства.
— Вы из дворянского рода.
— Бабушка из дворянского рода курила «Беломорканал», ссорила нас с папой, который был с мещанской Таганки. Я не разрешала мужу ходить с целлофановым пакетом по улице. Он был стройный как кипарис, но не понимал, что у кипариса не должно быть целлофанового пакета с кефиром.
— А как вы оценили знаменитый фильм «Еще раз про любовь»?
— Я была ревнючей. Когда картина вышла, один раз посмотрела ее и сказала, что больше смотреть не буду — там все время обнимаются. Спустя много лет я восприняла фильм по‑другому, видя, как точно, в духе 60‑х, сыграли и Александр Лазарев, и Татьяна Доронина.
— Как начался ваш кинороман с Эльдаром Рязановым?
— Эльдар Александрович, увидев меня в спектакле «Родственники», назвал клоунессой и пригласил в «Служебный роман» и «Гараж».
— А в «Иронию судьбы...» не взял...
— Было восемь проб, и он сказал: «Ну, можно хуже, но трудно».
— Вы в театры ходите?
— Да, в родной театр имени Маяковского, где служим я и моя внучка Полина, и в театр «Ленком», где работает сын.
— А в кинематограф зовут?
— Мария Шалаева дебютирует с фильмом «Синдром жизни», который снимается на iPhone. Кроме меня в нем играют Татьяна Догилева, Максим Лагашкин, Максим Виторган. Снялась в «12 стульях» с Дмитрием Нагиевым.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Светлана Немоляева родилась в Москве 18 апреля 1937 года. Во время учебы в Театральном училище имени Щукина была принята в труппу «Маяковки». В 1960‑м вышла замуж за Александра Лазарева. В 2018 году фильм «Мешок без дна» Рустама Хамдамова с ее участием удостоен «Серебряного Георгия» Московского фестиваля. Сын Александр Лазарев — младший — ведущий актер «Ленкома», внучка Полина — актриса театра имени Маяковского. Внук Сергей — студент ВГИКа.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru