Я уверен, ты уверен, он уверен...

Нередко ученики начальных классов не успевают справляться со школьной нагрузкой, отстают от сверстников, остаются без поддержки родителей. В результате неудач у детей понижается самооценка. О том, как помочь школьникам побороть возникшие комплексы, рассказывает постоянный консультант “Семьи”, заведующая педиатрическим отделением 19-й городской детской поликлиники Ольга Геннадьевна ШЕРЕМЕТЬЕВА.

— Что делать, когда у ребенка пропадает желание учиться, он не общается со сверстниками, замыкается в себе?..
— Чаще всего это происходит из-за давления, оказываемого на ребенка в школе и дома. Не стоит предъявлять к маленьким ученикам слишком высокие требования. Если ребенок отстает от сверстников, значит, ему просто необходима комплексная помощь учителей и родителей. Когда дети остаются без внимания взрослых,  у них нередко появляется агрессивность, плохое настроение, иногда развивается депрессия.
Бывает, что переживания школьника связаны с определенной кризисной ситуацией: непониманием одноклассников, кон-фликтом с учителем, разладом в семье. Однако нужно помнить, что любая неудача или трудность, помимо негативных эмоций, имеют и положительные стороны: готовят ребенка к взро-слой жизни. Он начинает понимать разницу между желаниями и реальными возможностями. Под воздействием кризисных ситуаций ребенок учится преодолевать неудачи и неприятности. Способы поведения в таких случаях зависят от характера детей, их темперамента и индивидуального опыта. Разделяют конструктивный и неконструктивный способы поведения. Первый — характеризуется активным, осознанным преодолением трудностей, активизацией личности. Второй — не разрешает проблему, вызывает отклонения или деформацию в развитии школьника. Ребенок может уйти в себя, может озлобиться, отказаться от общения с окружающими. Главным фактором в выборе способа поведения является положительный пример родителей. Доверительное отношение к взрослым вырабатывает конструктивный подход к выходу из кризисных ситуаций. Но иногда проблемы в общении с родителями появляются в неполных семьях, в семьях с жесткими традициями, высокими требованиями, гиперопекой. Тогда лучше всего обратиться к психологу.
— Многие школьники боятся обращаться к школьным психологам, страшась “плохой” репутации в кругу своих сверстников. Некоторые опасаются, что их откровения станут известны не только специалисту...
— Это нелепый стереотип, который школьникам чаще всего навязывают их родители. Взрослые неверно ассоциируют психолога с психиатром, считают, будто общение со специалистом оставляет на человеке “черное клеймо”. Только родители не осознают, что психологи оказывают существенную помощь их детям. Они не разглашают информацию, а дают совет ребенку, занимаются с ним по определенной программе. Это повышает  самооценку детей, улучшает их успеваемость, помогает наладить контакт с учителями.
— Ученики часто не успевают усваивать всю информацию, которую получают в школе. Как им тренировать свою память?
— Чем больше мозг запоминает, тем лучше тренируется память. Например, дети, которые ходят в музыкальную школу, способны больше остальных запоминать и заучивать. Играет роль и наследственность, генетическая предрасположенность ребенка. Многим детям для хорошего запоминания часто не хватает усидчивости и сосредоточенности. Чтобы легче усваивать информацию, нужно, чтобы ребенок чередовал умственную и физическую деятельность. После того как школьник выучил стихотворение, ему нужно немного отдохнуть, а позже снова его повторить. Некоторые дети легче запоминают что-либо, когда заучивают информацию в процессе ходьбы.
— В этом году вышло несколько изданий для школьников в электронном варианте. Могут ли компьютерные учебники заменить бумажные аналоги?
— Такое нововведение удобно и мобильно, приучает ребенка работать с компьютером, прививает ему определенные навыки. Однако не исключено, что у ребят, которые слишком долго сидят за компьютером, появятся проблемы со зрением. Поэтому важно, чтобы дети проводили у компьютеров не много времени. Вместе с этим нужно следить за тем, чтобы качество компьютерного экрана было хорошим, рабочее место удобным, комната достаточно освещенной. Полезно делать гимнастику для глаз, чередовать физическую и интеллектуальную нагрузку, уметь трудиться и отдыхать. Детям с повышенной нервозностью лучше не заниматься на компьютере после пяти вечера.
Компьютер никогда не заменит книгу, но без него современному человеку не обойтись. Так что нужно использовать как бумажные, так и электронные носители информации.
— Многие дети уже в первом классе начинают пользоваться мобильными телефонами, устраивают целые “олимпиады”, у кого аппарат круче...
— Ребенок может начинать пользоваться сотовым телефоном с восьмилетнего возраста. Однако не стоит слишком долго общаться по телефону, так как излучаемые волны оказывают влияние на головной мозг, могут изменить его температуру, вызвать мигрени и усталость. Научным путем до конца не доказано предположение о том, что частое использование сотового телефона вызывает онкологические заболевания головного мозга, несмотря на то, что статей на эту тему написано немало. Если родители решили подарить ребенку телефон, то он обязательно должен быть качественным. “Прошитые” телефоны часто не предназначены для наших сетей, их использование наносят нервной системе потребителей больший вред. Взрослые должны приучать ребенка рационально использовать телефон: не как игрушку, а как средство связи.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter