“Я – у себя дома”

В Боровлянах под Минском служит священник из России. Он исповедует раковых больных, размышляя над Божьим промыслом и человеческой судьбой...

Кто строит храмы, тот испытывает скорби?
Поселок Боровляны возле Минска — по сути, медицинский городок. В нем, возможно, самая большая в Беларуси концентрация боли и страданий на единицу площади. Здесь целых семь больниц: детская онкологическая, взрослая онкологическая, туберкулезная, детская областная, областная для взрослых, детский хоспис, госпиталь для ветеранов войны.
Десять лет назад в Боровлянах был образован Свято-Троицкий приход, настоятелем которого является протоиерей Андрей Крутелев. Так случилось, что слово “онкология” обожгло и его семью. В 2003 году у него умерла от рака жена... Здесь же, в боровлянской клинике. 33-летний священнослужитель остался один с двумя маленькими детьми на руках...
Всю свою душу и всю свою любовь с тех пор он вкладывает в строительство Благовещенского храма на 600 человек, фундамент которого был заложен в поселке в 2002 году. Это уже пятый (!) храм, который строит отец Андрей, — самый большой и самый трудный. Два из них он возвел чуть раньше в Боровлянах, в которых, кстати, никогда ранее не было церкви: на территории НИИ онкологии — в честь иконы Божьей Матери “Утоли мои печали”, вместимостью 80 человек, и в жилой части поселка — в честь Святой Троицы, на 150 человек.
Для продолжения строительства большого храма необходимо было постоянно искать средства; нужно было учиться одному растить двоих маленьких детей; к тому же исповедоваться и причаститься в боровлянских клиниках зовут в любое время суток... Служение отца Андрея Крутелева оказалось на пределе человеческих возможностей.
И вот в такой приход к такому настоятелю нужен был второй священник. Чтобы подставить ему свое плечо...
Интеграция под звуки марша Мендельсона
Выбор настоятеля пал на выпускника Московской духовной академии Георгия Шаповалова. Почему не белорусского, а российского священника, который даже еще не был рукоположен, а лишь заканчивал учебу? Так распорядилась жизнь: отец Георгий, будучи россиянином, женился на белоруске — прихожанке отца Андрея — родом из деревни Лесковка, что в нескольких километрах от Боровлян.
Познакомились они в Москве. Елена — сегодня уже матушка Елена — училась на регента в той же Московской духовной академии. Это центральный вуз Русской православной церкви, конкурс в который, кстати, обычно составляет около четырех человек на место. При академии есть регентское училище, и регенты в платочках — объект особого внимания юношей-студентов, которые избрали для себя путь семейного священства. На этот раз Россия с Беларусью проинтегрировались еще и таким образом — созданием российско-белорусской семьи.
Когда отец Андрей и будущий отец Георгий познакомились, то отец Георгий понравился отцу Андрею простотой и скромностью. В результате ему было сделано предложение приехать на работу в Беларусь. Уже потом два священника разговорились, и оказалось, что судьба пыталась их свести еще намного раньше. В детстве они жили почти рядом, причем в одно и то же время. Семья будущего отца Георгия — в Ташкенте, а семья будущего отца Андрея — в 60 километрах от Ташкента. Интересно, что Крутелевы тоже связаны с Россией: мама отца Андрея — россиянка.
В церкви нет ни эллина, ни иудея
Наша церковь в отличие от государства сумела сохранить свое единство. После развала СССР она осталась такой же, как и в середине XX века. Сегодня РПЦ включает в себя Украинскую, Латвийскую, Молдавскую, Эстонскую православную церкви и Белорусский экзархат — единственный в составе РПЦ из-за особой близости к России белорусского народа. Общее духовное пространство имеет огромное значение для судеб многих верующих обеих стран, в том числе отца Георгия. Оно позволяет им оставаться там, где они нужнее и где получается: они везде свои, им везде комфортно. Это и есть реализация евангельского принципа национальных отношений, который говорит, что в церкви нет ни эллина, ни иудея — во всех Христос. Не случайно священнослужители РПЦ приветствуют друг друга в алтаре словами “Христос посреди нас. Есть и будет”.
Единственное неудобство при смене места жительства — чисто светского характера, из-за отсутствия двойного гражданства. Отец Георгий остается гражданином России и один раз в год должен прийти с паспортом в ОВИР, чтобы продлить  вид на жительство.
— Русское и белорусское православие не имеет различий, — знает, о чем говорит, священник Георгий Шаповалов. — Построено оно на соборности, то есть приоритете коллективного над личным. В этом наша сила, и нам нельзя этого забывать. Автокефалия идет вразрез с соборностью, и стремление к удельности — проявление нашего родового греха.
Отец Георгий учился на священника целых 8 лет. Такое образование, как у него, имеет лишь каждый десятый клирик Московского патриархата. При этом очень приятно было услышать от отца Андрея, что ученость молодого батюшки никак ему не помешала стать для настоятеля помощником даже в самых прозаичных житейских ситуациях. А также, хочется надеяться, еще и другом. Однако православные священники избегают говорить о дружбе, поскольку в церкви на первом месте — послушание.
Рак — хорошая болезнь?
Знание истории православной церкви и священных текстов очень пригодились отцу Георгию для работы с пациентами боровлянских клиник и их родными. Ну и, разумеется, умение разделить чужую боль. Как объяснить раздавленному горем человеку, почему ЭТО случилось с ним или с его родными? Как убедить, что страшная болезнь во многих случаях может быть во благо? Как, в конце концов, подготовить к смерти?
Смерть с православной точки зрения — важнейший момент в жизни человека. Какой душа покинет этот мир, такой предстанет потом на суд перед Христом. Это звучит невероятно, но в церкви есть такая точка зрения, что рак — спасительная болезнь, поскольку дает время для подготовки к вечности и покаяния...
— Люди, болеющие раком — Богом отмеченные, — прокомментировал отец Георгий потрясающее суждение. — Эта болезнь служит для очищения и спасения души, если правильно ее переносить: со смирением, без уныния и ропота, по примеру многострадального Иова, о котором написана одна из книг Ветхого Завета.
Пытаясь вместить в себя то, что не вмещается, я спросила у обоих священников, какой вопрос им чаще всего задают больные. Оказалось — “почему бывает рак?” И не только им. В Боровлянах создано сестричество, сестры которого готовят по пятницам одно онкологическое отделение к общей исповеди и причастию. Оказывается, им тоже чаще всего задают именно этот вопрос.
Кстати, сами сестры милосердия нуждаются в духовной помощи не меньше пациентов и их родных. Они столько всего несут на своих плечах... Обычно у них самих или их близких есть или был онкодиагноз. Недавно, например, в сестричество пришла мама после похорон дочери, чтобы помогать другим при переходе в Вечность...
Как же отвечает на вопрос номер один боровлянский батюшка, который каждую поминальную субботу стоит у могильного креста своей жены?..
— Мы не знаем точно, знает только Бог... — осторожно выбирает слова отец Андрей. — Мы лишь предполагаем. Может быть, это наказание, может, испытание. Думаю, что чаще испытание. Современный человек не умеет ведь ни глубоко молиться, ни поститься... Сидим у телевизора, погруженные в себя, вместо того чтобы помочь другому человеку. И Господь нам таким образом дает возможность получить венец, чтобы через болезнь очищенным войти в вечность. Но тогда встает вопрос: почему умирают дети? Церковь это объясняет так: может, Господь их забирает, предвидя в будущем их суровую судьбу, тяжкий крест, который они не в силах будут нести. Или какие-то негативные последствия для других людей от их поступков в будущем. Но мне кажется, скорее первое.
Молодой священник слушает. И учится. Искусству утешать и мужеству. Умению держать удар и подчиняться Божьей воле.
Зачем его сюда забросила судьба?
— Куда “сюда”? — удивился он моему вопросу. — Я — у себя дома. Христос — Он один для всех народов и во всех уголках земли.



 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter