Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Заправка есть, но подъехать к ней не могу». Почему парковки для электромобилей часто заняты обычными авто

Я тут рядом постою

На улицах Минска стали появляться стройные ряды зеленых столбиков – зарядных станций для электромобилей. Только вот подъехать к ним у владельцев электрокаров получается далеко не всегда: парковочные места возле заветных розеток зачастую оказываются заняты обычными авто. Почему это происходит?

На парковке возле Белгосцирка восемь из восьми мест для электрокаров заняты обычными авто

Для начала решаем лично оценить масштаб проблемы. На парковке напротив железнодорожного вокзала из шести мест для электромобилей пять заняты обычными машинами: на одном примостился бензиновый «Шевроле», на другом – дизельный «Фольксваген»… На стоянке по улице Притыцкого ситуация не лучше: свободно одно место из трех. Впрочем, пустует оно недолго: спустя десять минут вакантную площадку занимает старенький и ни разу не электрический «Гольф», владелец которого уходит в закат, не оставив даже записки с номером телефона.

Владелец электрокара Евгений Швед уверяет, что такую картину можно наблюдать практически на любой парковке:

– Например, недалеко от Белгосцирка оборудовано четыре электрозарядные станции и восемь парковочных мест возле них – так вот в любое время суток все восемь площадок заняты автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. Что делаю, если срочно нужно подзарядиться? Ищу под стеклом номер владельца, звоню, прошу отъехать. Большинство водителей понимает, что стали на чужое место, поэтому идут навстречу, извиняются: «Простите, сейчас выйду и перепаркуюсь». Но есть и те, кто отказывается: «А мне все равно! Я закон не нарушаю». И формально они правы: у нас в стране ответственность за парковку на местах для электрокаров пока не предусмотрена.

Евгений Швед и хотел бы заправиться, но подъехать к зарядной станции затруднительно

На электромобиль – бюджетный «Форд Фокус» – Евгений пересел больше года назад, подсчитав, что это позволит сэкономить на бензине до 4000 рублей в год. Правда, он не ожидал, что пополнять «бак» будет настолько проблематично:

– Если, например, электрозарядная станция не работает или подъехать к ней затруднительно, сообщаю об этом во все инстанции. Только на инфолинию «Белоруснефти» («Белоруснефть» – государственный оператор по созданию зарядной сети для электромобилей. – Прим. «ЗН») в прошлом году обращался около 50 раз. Все полученные ответы приблизительно одинаковые, мол, в подобных случаях советуем искать другую заправку. Но ведь и на соседней станции, скорее всего, такая же ситуация.


Обращался Евгений с соратниками и в ГАИ:

– Сотрудники Госавтоиспекции идут навстречу: приезжают, разыскивают по базе владельца авто, просят перепарковаться. Но, пока нет законодательной базы, оштрафовать за парковку на чужом месте они не могут. Обидно, что государство затратило столько средств на создание сети зарядных станций, а по факту для владельцев электрокаров они недоступны.

Знакома эта проблема и владельцу электромобиля Федору Согомоняну из агрогородка Лесной Минского района:

– Ситуацию могли бы исправить знак «Парковка запрещена» и табличка «Кроме электромобилей», – рассуждает Федор. – Но, чтобы все было по закону, сначала нужно пересмотреть ПДД. Пока нигде не будет прописано, что становиться на места для электрокаров нельзя, люди не прекратят это делать. Не раз замечал: стоит только одному бензиновому авто занять место возле зарядной станции – сразу подтягиваются те, кто до этого не решался.

Чтобы как можно меньше зависеть от городских заправок, Федор на пару с другим хозяином электрокара установил во дворе многоэтажки личную зарядную станцию:

– Как бы ни был переполнен двор, ни жильцы, ни их гости наши места не занимают: не припомню ситуации, чтобы приходилось кого-то прогонять. Это я к тому, что, если у людей есть внутренняя культура, можно обойтись и без запрещающего знака.

В управлении ГАИ ГУВД Мингор­исполкома о ситуации знают, уверяет пресс-секретарь Александра Попова:

– Госавтоинспекция всячески поддерживает развитие электротранспорта. В случаях создания помехи для заправки электромобилей мы готовы разбираться в каждом отдельном случае.

Кстати, проблема может решиться совсем скоро. В компании «Белоруснефть» «Знаменке» рассказали, что, в соответствии с Приложением 2 Программы создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, Министерству внутренних дел поручено разработать проект указа Президента Республики Беларусь, предусматривающего внесение изменений в правила дорожного движения. Планируется, что по новому документу владельцы электрокаров получат право двигаться по полосе для общественного транспорта, а хозяевам авто с дви­гателем внутреннего сгорания запретят парковаться в местах, предназначенных для зарядки электромобилей. После того как в ПДД будут внесены изменения, компания «Белоруснефть» обеспечит установку необходимых дорожных знаков, запрещающих парковку авто с двигателем внутреннего сгорания на местах, предназначенных для зарядки электромобильного транспорта.

КСТАТИ

Электрозарядных станций в стране станет еще больше: к 2021 году «Белоруснефть» планирует увеличить их количество до 439. Сейчас таких «заправок» 251. 85 из них установлены в Минске: возле паркингов, отелей, спорткомплексов, торговых и бизнес-центров.

МНЕНИЕ

Денис Белянин, водитель с 10-летним стажем, организатор соревнований по дрифту:

– Мне кажется, занимать парковку для электрокаров – это все равно что садиться на места для пенсионеров и пассажиров с детьми в вагоне метро. Уверен: Минск не настолько перегружен, чтобы у водителя не было возможности найти пустую площадку – пускай не на центральной улице, а где-нибудь во дворе. Свободные парковки, бесплатные зарядки – все это важно и нужно, чтобы ускорить развитие электротранспорта как простой, экономичной и экологичной альтернативы машинам с двигателем внутреннего сгорания. Думаю, лет через 20 электромобиль будет в гараже у каждого второго.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter