Гость «Союза» — известный российский режиссер Егор Кончаловский

Я тоже был мажором

Сегодня на экраны Союзного государства выходит фильм «На Луне» Егора Кончаловского — яркого представителя многочисленной кинематографической династии Кончаловских — Михалковых.

— Егор Андреевич, фильм был задуман на студии «Вертикаль» Станислава Говорухина — лауреата премии Президента Беларуси Александра ­Лукашенко «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Студия Говорухина закрылась?

Егор Кончаловский: Какого помола может оказаться жизнь, никто не знает.
НИКОЛАЙ ГАЛКИН / ТАСС
— Это четвертый проект студии «Вертикаль», названной в честь фильма Говорухина, где сыграл Владимир Высоцкий. Когда Говорухина не стало, на студии оставалось два проекта, где он был режиссером, два проекта, где он был продюсером. Под названием «Вертикаль» кинокартины создаваться не будут, но будет другая студия.

— Чей сценарий?

— Изначально продюсером и автором идеи был Станислав Говорухин. Уже когда его не стало, сценарий про двадцатилетнего мажора, которого отец отправляет на перевоспитание на северный остров под названием Луна, попал ко мне в руки. Я вспомнил, как я с бабушкой Натальей Петровной Кончаловской замирал у телевизора, когда показывали фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». И вот я сижу в его кабинете. «Можно сценарий поменять?» — спросил я. «Можно». Я эту притчевую историю о блудном сыне переделал под наши реалии.

— Суровый Север — единственный способ перевоспитать мажора?

— В таком возрасте, как герой фильма, я служил в 11‑м отдельном кавалерийском полку. В стране нашей жить хорошо. Но какого помола может оказаться жизнь, никто не знает. Испытания — это то, что нас развивает. Страдания строят личность, а не восторги. Отец героя — большой чиновник. Сын — абсолютный мажор, который все делает, как он сам говорит, лишь ради прикола и хайпа. Пока не «приплывает» на дикие острова и озера.

— Вы сняли фильм о поколении, которое сломалось?

— В нашей семье комплекс этических норм передавался из поколения в поколение. Это старый русский уклад, когда младшие уважают старших. Поэтому ждешь, что дети обратятся к твоему жизненному опыту, но такое не происходит. Наше поколение было предсказуемым. У сегодняшней молодежи этого нет. Я в восемнадцать лет работал водителем бетоновоза. Сегодня молодежь меньше подготовлена к жизни. Им свойственно разрушать. В этом слом. В 1991‑м страну сломали — потом спохватились, стали переосмысливать. Возник «Бессмертный полк». И вот только через два поколения выкарабкиваемся из этого.

Я советский человек, но мое поколение не построило систему ценностей. Нашим детям уже по 18 лет. Они на совершеннолетие получают Range Rover. Это данность для них, поэтому смысл жизни потерян. Мы с отцом росли в одной системе. Были друзьями. С дедом мы были дружны. Вместе путешествовали. В Красноярске открывали библиотеку его имени.

— А что вам не нравится в ваших отношениях с дочерью, например?

— Дочь, не посоветовавшись со мной, уехала жить в Питер с молодым человеком, который старше ее на 10 лет. Об этом я узнал из сети. Не нравится, что у нее татуировка на полплеча.

— Нужно обязательно спрашивать разрешения?

— Нужно спрашивать не разрешения, а одобрения. Правда, моя мама Наталья Аринбасарова сбежала из казахского аула, что было непросто.

— Ваша дочь в вас?

— В мать Любовь Толкалину. Нехорошо, если бы дочь пошла в меня.

— Вы с актрисой Любовью Толкалиной прожили 20 лет. Почему расстались?

— Все заканчивается. Разные интересы.

— Сюжет картины «На Луне» созвучен недавно вышедшему фильму «Холоп».

— Я «Холопа» не смотрел. В фильме «На Луне» поднята актуальная тема. Сначала родители дают блага, а потом удивляются, откуда такие дети. Тема о мажорах современная. Я тоже был мажором. Без прав ездил по Рублевке и говорил гаишникам, что мой дед Сергей Михалков.

— Как проводили кастинг?

— В нем участвовали 35 человек, надо было найти свежее лицо. Выбор пал на Ивана Архангельского из провинции.

— Как работалось с Александром Балуевым?

— Иван родился в актерской семье в Курске, не хотел быть актером, но когда позвали, он оказался своим среди своих. Иван в восторге от Балуева. Александр снимался у меня в «Антикиллере».

— А вас фильм изменил?

— Да, я многому научился. Он рассказывает об испытаниях, из которых человек выходит человеком. Вот «Антикиллер» меня не изменил, хотя я испытал на нем счастливый полет. А в этой ленте есть нежность.

— Сколько времени снимали?

— Сняли за 28 съемочных дней. Я понял, как быстро снимать фильм сегодня: надо долго готовиться. Я снимал по одному — по два дубля. Раньше такого не было. Ездили пять раз на натуру. В мае появились на деревьях первые листочки, а потом выпал снег. Все включились в общий процесс.

— Где снимали?

— В Карелии. Между Питером и Финляндией. Хотелось по‑викинговски пожить. Там живут люди непонятной национальности — утром они садятся в лодку, а вечером возвращаются.

— Ваш сын Тимур приезжал на съемки в Карелию?

— Тимуру три года, он быстро растет. Я скучал и хотел его видеть. Ему было интересно на съемочной площадке, он рассматривал железки, механизмы, кругом бегали собаки «дворянских кровей». Тимур с тюркского означает «железо».

— Его крестили с именем Георгий.

— Чтобы было ясно, к какому святому обращаться.

— Как мама Тимура появилась в вашей жизни?

— Нас познакомила моя сестра Катя. Маша — юрист, представляла мои интересы в суде.

— Тимур — центр вашей вселенной?

— Мы живем в загородном доме с Тимуром, Машей, мамой. Я называю это место «Тимур и его команда».

— Как вас называют дома?

— Хозяин.

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter