«Ледниковый период» отмечает юбилей

Я такой дружной стаи, как у нас, никогда в жизни не встречал!

Собрались как‑то в стаю мамонт, ленивец и саблезубый тигр, чтобы спасти человеческого ребенка... Такую удивительную историю только в мультфильме увидеть можно. Посмеяться, прослезиться, получить удовольствие, но уж точно не остаться равнодушным. 20 лет назад на экраны вышел «Ледниковый период», а вместе с ним началась эпоха увлечения доисторическими приключениями.
коллаж Ольги Пак.

Почему не назвать это Прохладной эпохой? Откуда мы знаем, что это Ледниковый период?

После выхода «Истории игрушек» тренд на полнометражную компьютерную анимацию прочно завладел киноиндустрией. Корпорации наперебой стали выпускать мультфильмы, соревнуясь между собой в модном и доходном жанре. Студия Blue Sky, ранее специализировавшаяся на рекламных продуктах, после поглощения ее кинокомпанией 20th Century Fox бросила вызов признанным авторитетам Pixar и Disney. Дебютанты оказались достойными конкурентами — «Ледниковый период» покорил зрительские сердца и стал началом сверхус­пешной серии фильмов.

«Обрывок шкуры мамонта вокруг могучей талии, под мышкой каменный топор, а в руке копье» — популярная песня в исполнении Михаила Боярского на долгие годы заложила наше общее понимание об образе первых людей. Играть мыслью дальше волен каждый. Приблизительно так и поступила кинокомпания 20th Century Fox, доверив профессиональным сценаристам пофантазировать над двумя всеопределяющими словами — «Ледниковый период». Победитель такого творческого конкурса мог рассчитывать на дальнейшее сотрудничество по теме, однако за дело взялись не многие. Ведь пока не скажут окончательное «да», претенденты тратят время и силы исключительно из любви к искусству, на свой страх и риск. За подобную работу вам не платят, и в итоге можно остаться ни с чем!

«Я провел две недели, исследуя ледниковый период. ­Обнаружил, что в течение ­короткого ­периода неандертальцы и мамонты сосуществовали. Неандертальцы использовали шкуру, кости и мех мамонта для всего. Жилище, еда, украшения, одеяла, оружие... Ничего не тратилось впустую. Я придумал центральный конфликт. Что, если бы мамонт спас жизнь ребенку-неандертальцу? Что, если это единственный мамонт, которого неандерталец не может убить, потому что он в долгу перед ним?» — так описывал посетившую идею Майкл Дж. Уилсон. Опыт у сценариста был — ранее он внес свой творческий вклад в популярный проект «Флинтстуоны», так что копаться в глубокой древности было не впервой.

Завтра утром ты будешь либо свободным, либо нянькой. Лично я люблю возиться с детьми

Родившаяся мысль требовала развития истории, наполнения героями, поворотами сюжета. В этот момент на профессиональной кинокухне «Ледникового периода» по-хозяйски стряпали даже дети. Флора, трехлетняя дочь Майкла Дж. Уилсона, придумала персонажа, представляющего собой смесь белки и крысы. Она назвала его Скрэт. По-английски имя расшифровывается именно так (squirrel — «белка», rat — «крыса»). На вопрос: «Чего хочет Скрэт?» — девочка не задумываясь ответила: «Скрэт хочет желудь».

Чтобы быть ближе к детскому пониманию и интересам, в ходе работы над сценарием Майкл Дж. Уилсон каждую неделю рассказывал истории в классе, где занималась Флора, озвучивал идеи и персонажей. В поисках сложных решений взрослые порой не замечают простых. Однажды, когда цепочка сюжета оказалась в поиске нужного звена, выход подсказала ребятня: «Чего хочет саблезубый тигр Диего?» — спросил автор у малышей. «Диего хочет съесть ребенка!» — громко провозгласил мальчик по имени Вилли. Так раскрылся первоначальный образ Диего. Его тайные планы, как он заманил мамонта Мэнни, ленивца Сида вместе с младенцем в ловушку…

Слушай, тебе что, некого больше доставать? Друзей, семью… ядовитых змей…

Ранние версии сценария «Ледникового периода» задумывались как приключенческая драма с комическими элементами, но в дальнейшем киностудия пересмотрела концепцию в сторону более веселого семейного фильма. Весомую роль сыграл успех конкурентов — «Корпорации монстров» и «Шрэка». «Ледниковый период» позаимствовал у них наличие безудержно говорливых развлекательных персонажей. В частности, пара Мэнни и Сида — почти точная копия Шрэка и Осла. Зато полностью оригинальными оказались сцены с участием Скрэта, ставшего кармической жертвой ледникового периода и вообще всей эпохи. Его оставили без слов, зато наделили небывалой агрессивной эмоциональностью. В отличие от главных героев, именно этот доисторический грызун стал визитной карточкой серии мультфильмов, добавив забавной абсурдности прямолинейному развитию событий.
Обычный, отнюдь не оригинальный сюжет о путешествии оказался компенсирован необычными персонажами, легким юмором и приятной музыкой. Трогательная история о дружбе, семье, взаимовыручке, о том, что душевное тепло способно растопить лед даже самого холодного и хищного сердца. В итоге получился фильм для любой возрастной аудитории, любой компании.

Это будет самая замечательная миграция!

«Ледниковый период» принято считать одной из самых удачных франшиз двадцатилетия. Только пять полнометражных мультфильмов собрали в общей сложности более трех миллиардов долларов (при общих затратах около 430 миллионов). Тем не менее для нынешнего среднестатистического обывателя на просторах бывшего ­СССР «Ледниковый период» с некоторых пор сменил свой мультипликационный образ на популярное телевизионное шоу. Фигурное катание прочно завладело этим понятием, сезон за сезоном азартно перемешивая околоспортивную составляющую с шумным балаганом разговоров и сплетен.

В итоге сегодня за чередой телепредставлений известных фигуристов о еще совсем недавно популярных мультфильмах подзабыли уже многие и взрослые, и дети. А ведь сюжет самого первого фильма, где существа совершенно далекие друг для друга помогают потерявшему мать ребенку найти отца, актуален как никогда. Как важно одинокому мамонту вместе с друзьями пережить утрату близких, как безалаберному ленивцу в эпоху катаклизмов обрести надежную защиту, а саблезубому тигру пересмотреть свой взгляд на жизнь, наконец определив для себя понятия добра и зла.

20 лет приключений

«Ледниковый период» давно вышел за формат одной истории. За 20 лет всего было выпущено шесть полнометражных и семь короткометражных мультфильмов, компьютерные видеоигры, различные книги и комиксы. В 2016 году в Малайзии на основе франшизы открылся даже тематический парк. Буквально в январе на сервисных платформах Disney+ состоялась премьера очередного большого фильма «Ледниковый период — 6: приключения Бака». Новая история фактически обходится без старых друзей — мамонта, ленивца и тигра — и рассказывает о приключениях одного из новых героев выдуманных доисторических времен ласке-авантюристе Баке.

Голос Сида

Актер Джон Легуизамо, которому доверили озвучивать непоседливого Сида, экспериментировал с более чем 40 вариациями голоса, чтобы соответствовать характеру своего героя. В итоге придумал фирменную шепелявость для персонажа после того, как посмотрел кадры с ленивцами в дикой природе и узнал, что зверьки достаточно долго хранят пищу в защечных мешках. «Я обнаружил, что пища, которую они хранят в своих сумках, гниет и ферментируется, и половину времени они пьяны... Поэтому я ходил по квартире с едой во рту, задавая себе вопрос «Как мне придумать этот голос?» — поделился секретом Джон Легуизамо. Колоритный эффект сохранили и при русском озвучивании.

Миссия Скрэта

Это только кажется, что саблезубая крысобелка — случайный, развлекательный герой фильма. На самом деле именно она олицетворяет собой непосредственное противостояние живого существа и надвигающегося льда. «Я чувствовал, что если мы собираемся снимать фильм о ледниковом периоде, то сам ледниковый период должен быть персонажем. Мы решили, что лучший способ сделать это — отправить его против одного из животных. Вот мы и придумали незадачливого Скрэта», — поделился идеей режиссер Крис Ведж. Все, чего хочет дитя природы, — это зарыть желудь, как это обычно делают белки на зиму. Но его неимоверные усилия вотк­нуть орех в ледник лишь запускают катаклизмы…

Кстати

Первые рисунки в пещере (до того, как герои попадают в большой холл с рисунками мамонтов) — копии наиболее ранних образцов наскальной живописи, известных человечеству. Пещера с ними находится в Ласко, на юге Франции. Их возраст около 15 000—17 000 лет.

* * *

Имя ребенка — Рошан, его матери — Надя, отца — Рунар. При этом ни один из человеческих персонажей мультфильма не произносит за все время действия ни слова. Есть имена и у всей стаи саблезубых тигров — Сото, Зеке, Оскар и Ленни. На стене в пещере нарисованы жена и ребенок Мэнни. Эту информацию можно найти в оригинальном сценарии, однако в самом фильме она не упоминается.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter