В театре имени М. Горького прошла премьера знаменитой польской комедии "Тестостерон"

Я стою у ресторана...

В Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького прошла премьера комедии «Тестостерон» по одноименной пьесе польского автора Анджея Сарамоновича. Грубоватый юмор, динамика, неподдельный азарт, с которым актеры включаются в эту историю, поначалу наводит на мысль, что поставил ее, видимо, какой–то опытный театральный волк, старый солдат репетиционного зала, не знающий слов любви, циник и хлюст. Но оказалось, что «Тестостерон» — новая работа тончайшей мастерицы в плетении психологических кружев Валентины Ереньковой, дамы прекрасной во всех отношениях, тяготеющей всю жизнь к экстравагантным, непредсказуемым спектаклям, не укладывающимся в сухие жанровые определения.

Еренькова — это ураган, стихия всегда разного стиля, азарта, игры. Как никогда не угадаешь, с какой прической Валентина Григорьевна выйдет на поклоны, так невозможно спрогнозировать и эстетический вектор ее очередного спектакля. Сколько шороха, например, навела она с постановкой «Песняр», проехавшейся с турне, какому позавидовала бы и Алла Пугачева, по стране. Притихшие театральные залы и не видали такого, совершенно не понимая, к какому направлению увиденное приписать. «Тестостерон» — это хулиганский шаг совсем в другую сторону.

В современной комедии давно существует такой жанр: «разговоры мужчин среднего возраста», или «о чем говорят мужчины». Хотя обсуждают они часто одно и то же, и в основном чушь, зрительским спросом такие истории с легкой руки «Квартета И» пользуются. У кого–то из авторов получается более удачно, у кого–то менее. Нельзя сказать, что драматург Анджей Сарамонович открыл принципиально новую страницу. «Тестостерон» — польская вариация на избитые темы. Его герои явно не блещут ни умом, ни сообразительностью. Они удивляются, как дети, некоторым повадкам животных, костерят своих бывших возлюбленных и с восторгом неофитов делают для себя открытие, что в мужском организме бесчинствует некий злобный гормон тестостерон, на который можно списать все глупости и грехи. Ему тут даже посвящена отдельная песня, достойная возглавить главные хит–парады. Вообще, композитор Алексей Ереньков снова сработал снайперски и засадил звуковую дорожку спектакля бронебойными хитами, которые потом еще долго непроизвольно насвистываешь, привлекая внимание даже глуховатых прохожих.

Наверняка на премьеру, где все разговоры еще, как и подобает в хорошем ресторане, разбавлены душещипательными песнями на грани фола, будет не попасть. Еренькова бьет без промаха в понятную цель: в нашу провинциальную зашоренность и обывательские представления о любви и верности. Действительно, чего это мы все стесняемся? Вон на Западе дочка Шер уже стала сыном, братья Вачовски превратились в сестер, а мы все не можем произнести со сцены «гребаная стерва». Да, можем, можем. Еще как!


Это вам не скучные водевили или вечно живой Островский. Это современность, смелость оценок и взглядов. Если поначалу герои предстают таким возмущенным прайдом самцов, где сложно выделить какую–либо индивидуальность, то постепенно начинаешь выделять их личностные характеристики: степенную научность Червя (Павел Евтушенко), меланхоличность Третина (Владимир Глотов), невозмутимость Фистаха (Сергей Чекерес), преувеличенный мачизм Ставроса (Сергей Юревич). Все вместе они воплощают калейдоскоп мужских характеров, современных типажей со всеми их комплексами и слабостями.

Валентина Еренькова уже будоражила общественность обнаженными мужскими телесами в знаменитом шоу–спектакле «Ladies’ night. Ночь для женщин». В «Тестостероне» дело до стриптиза не доходит. Лишь в финале, мучимые проклятыми вопросами бытия, герои приспускают штанцы, но тут и их, и зрителей настигает полное целомудренное затемнение. Так что никакая любознательная монашка, если вдруг забредет вечерком в театр имени Горького, оскорблена не будет.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 224 (25106). Вторник, 22 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter