Я старалась рыть не вширь, а вглубь

Нонна Мордюкова живет не думая о завтрашнем дне.
В первые дни нового года авторитетная социологическая служба ВЦИОМ традиционно предъявила общественности список российской элиты, выяснив с помощью десятков тысяч граждан, кто из знаменитостей был им в прошлом году особенно симпатичен. Традиционно же в этом списке оказалась Нонна Мордюкова, несмотря на то что не "засветилась" ни в одном скандальном телепроекте, ни в одной мало-мальски шумной истории "имени себя". Этой актрисе нет нужды напоминать о себе.

"Такие профили встречал я на скифских вазах", - писал Александр Довженко, очарованный красотой и талантом юной Нонны Мордюковой. Он предрекал ей большую судьбу в искусстве. Так оно и случилось...


- В юности, насколько я знаю, педагоги прочили вам роли Анны Карениной, Наташи Ростовой, Антигоны... Однако не довелось вашим героиням плясать на балах, пить вино из тонких фужеров. И не по дворцовым паркетам скользили они в невесомых туфельках, а по большей части месили сапогами деревенскую грязь...

- Конечно, хотелось и графиней побыть, и светской львицей прикинуться. С другой стороны, надо играть, но нельзя заигрываться. А то оторвешься ненароком от пуповины, которая связывает тебя с твоей же натурой, жизненным и духовным опытом. Каждому из нас точка опоры нужна - это еще древние понимали. У нас в станице так говорили: "Будешь падать - держись за землю". И я держалась. Меня всю жизнь волновали, притягивали люди непоказные, обездоленные. Разбитые ранами, застарелыми болезнями, горьким вдовством. В этих так называемых простых людях - а играла я Степанид, Матрен, Глафир, Евдокий - бывали сокрыты такие запасы доброты, душевности, народной мудрости, что меня никогда не интересовала проблема "творческого диапазона". Я старалась рыть не вширь, а вглубь.

- Но ведь сегодня подобные персонажи у кинематографистов не особенно в чести...

- Наняться на роль, как нанимались люди в нашей станице копать картошку или обветшалые заборы чинить, - этого я не умела и не умею. Мне роль должна душу обжечь, только тогда я соглашусь отдать фильму свое здоровье, нервы, ночи бессонные. А идти на творческие муки ради образа бандерши? Да ни за какие деньги!

- В вашей судьбе, я знаю, был случай, когда вы отказались сняться в голливудском кино.

- Было такое. Предложили мне как-то роль фермерши в одном серьезном фильме. Увлекательная вроде бы задача, да я ведь языка не знаю! "А мы русскими буквами английский текст напишем, вы роль и выучите", - говорят мне. А съемки уже через четыре дня. "Что же я, как спутанная лошадь, буду о каждую фразу спотыкаться?" - подумала. И отказалась. Потом подруги меня упрекали: "Ну и дура ты, Нонка, валюты бы заработала, "Роллс-ройс" купила". Но как можно было согласиться на позор ради денег? Сфальшивить в искусстве - это все равно, что с нелюбимым мужчиной сойтись. Нет муки горше.

- В последнее время вы стали редко сниматься...

- Так ведь возраст серьезный подошел, болезни навалились.

- И чем заполняете свободное время?

- Чем заполняю? Смотрю телевизор, с подругами и родней общаюсь, живу, одним словом.

- Что-то такой образ жизни не очень согласуется с имиджем кинозвезды...

- А люди никогда и не считали меня избалованной кинозвездой, живущей шикарной жизнью. Не дежурили под окнами, платья на сувенирные лоскуты не рвали, не пытались душить в приступах восторга. Встретят в магазине: "Ой, вы не Нонна Мордюкова, случайно?" - "Я самая". - "И вы ходите в овощной?" - "Вы же вместо меня ходить не будете..."

Я ведь потрудилась на своем веку не меньше моих героинь. Одно время даже на маму за это обижалась. Помню, еще маленькой была, а уже в поле работала, за скотиной смотрела, ведра тяжеленные с водой носила... А тут братья и сестры пошли маленькие. И потаскала я их на закорках, и понянчила вдоволь, и соплей понавытирала... А выросла, институт закончила - так ведь опять старшая! Родителей мы рано лишились, вот и тянула младших "в люди". Кому замуж пора, кому - кофту новую справить приспичило. Кому лекарства достать надо, кого в больнице навестить... А тут еще съемки да вечно денег недохват...

- Но почему, Нонна Викторовна? Ведь возможности заработать, обжиться у вас были.

- Почему, почему... Да по дурости. По неталантливости в смысле накопления благ. В нашей стране, если человек хотел что-то иметь, нужно было жить под карандашик - того себе не позволить, этого. А я деньги считать не умела и не умею. То тому поможешь, то этому... Да и мужа богатого, начальственного у меня никогда не было. Более того, мне за всю жизнь ни один мужчина никогда зарплату на стол не положил.

- А как же Вячеслав Тихонов? По моим обывательским представлениям, он не принадлежал к породе бедствующих актеров...

- Может, сейчас он и обжился, а мы с ним до респектабельности дотянуть не успели. Сколько помню наше супружество - всегда денег не хватало. Спали с ребенком в проходной комнате, через нас люди чужие десять лет ходили. Когда разводились - и делить ничего не надо было.

- А почему вы развелись?

- Вот всем интересно про нашу семейную жизнь с Тихоновым! А я уже и лицо его забывать стала... Что касается нашего неудачного супружества, так я коротко скажу: не подходили мы с ним друг другу.

- Но после развода с Тихоновым вы больше замуж так и не вышли. Честно говоря, это для меня загадка. Такая красивая, знаменитая женщина...

- В общем-то женихов хватало, да и замуж я выходила, только без загса. Другое дело, что неудачно. Мужья мне все какие-то инфантильные попадались. А мне ведь многого не надо было, я не какая-нибудь там графиня Ростопчина. Всего-то и хотелось, чтоб внимательный был, часть семейной ноши на свои плечи взял... Не случилось. Ну и ладно. Переживем.

- В этом году вы отмечаете свой юбилей. Можете ли сказать о себе, что родились под счастливой звездой?

- Если честно, мне кажется, любой нормальный человек не может сказать, что он абсолютно счастлив. Даже тот, чья жизнь внешне похожа на ровную дорогу или на речку блискучую. Счастье - оно как зарница: полыхнет, захватит полнеба - и погаснет. И жди опять годами, когда еще раз полыхнет... По гороскопу я Стрелец, а Стрельцы должны стрелять, действовать, идти напролом. Вот и я жила слишком пламенно, угловато, не думая о завтрашнем дне. Хотя жить тихенько, средненько в творческом плане - оно, может, и лучше. Я не буду называть актрис, у которых судьба в кино не очень сложилась, но зато у них налажен быт, есть верные мужья, дачи, машины, дети правильно воспитаны. Увы, я этого сегодня лишена.

Зато не лишена другого: горячей, искренней любви зрителей. Я чувствую это постоянно. Когда недавно болела и попала в больницу, незнакомые люди проникали в палату, вытирали мне пот со лба, приносили фрукты, парную телятинку... Все это гасит мою тоску по несбывшемуся. Даже тогда, когда приходит время думать не о преходящем, а о вечном.

Леонид ПАВЛЮЧИК.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter