Я спросил у ясеня…

Вот,  кажется,  поманит  к  себе  старинная  корчма  в  известной  некогда  деревне  Луковец...

Вот,  кажется,  поманит  к  себе  старинная  корчма  в  известной  некогда  деревне  Луковец

Однажды, возвращаясь из поездки по Нарочанскому краю, на одной из развилок дорог мы свернули направо, чтобы сделать небольшой привал и дать нашему железному коню передохнуть. Но про отдых я тут же забыл, когда прямо возле дороги обнаружил нечто неожиданное: справа возвышалось монументальное строение, красивые каменные стены которого говорили о его несовременном происхождении. А ведь сколько раз до этого проезжал я здесь и лишь волей случая буквально в километре от оживленной трассы обнаружил свидетельства старины, пусть не такой уж и глубокой, но все же! Когда-то, лет так 70—80 назад, путешественника тут непременно остановили бы пограничники (польские или советские — смотря откуда пролегал бы путь), и пока приводились в порядок надлежащие документы, усталый путник мог передохнуть у каменных стен. Или же зайти перекусить в корчму — в ту пору она как раз располагалась посередине тракта, между Минском и Долгиново. Теперь люди чаще всего проезжают мимо, редко заглядывая в старинную деревушку под названием Луковец… 

Через несколько месяцев я вернулся сюда снова. Времени опять было немного, и, утопая в глубоком снегу, я проворно начал взбираться к красивым каменным стенам. То, что меня впечатлило при первом свидании с Луковцом, оказалось всего-навсего амбаром. Но какой типаж, как говорил персонаж одного известного кинофильма. Представляю, как выглядел сам усадебный дом, если даже амбар можно принять за древнюю крепость! К сожалению, найти изображение главного строения усадьбы пока не удалось даже на фотографии — в 1942 году его постигла участь многих подобных панских дворцов. А вот хозяйственные постройки уцелели. Пока… 

Внутренний интерьер амбара да и некоторых других зданий, разобраться в былой принадлежности которых не так-то просто (по разным источникам, это были конюшня, коровник, ледовня), производит гнетущее впечатление. С того времени, как выпал снег, сюда не ступала нога человека. Да и зачем — рискуешь быть придавленным остатком крыши. Лишь редкие кошачьи следы подсказывают, где вход-выход и что еще можно посетить в этом запущенном «музее под открытым небом». При этом на полукруглых окнах амбара сохранились решетки, почему-то даже обмотанные колючей проволокой. 

Удивительно, но эти мощные монументальные постройки — дело рук женщины (не в прямом, конечно, смысле). По крайней мере, на стенах трех из них она оставила свои автографы. На больших тесаных камнях можно прочесть: «Murovala w R-u 1820 (1834, 1836) B. S.». «B. S.»  означает Бригитта Шумская. Именно она владела усадьбой, пока не подарила ее Ивану Боровскому. Когда в 1905 году усадьба пострадала от сильного пожара, Боровские отстроили ее, заменив многие деревянные здания и ограду на каменные, но общая планировка изменилась мало. Тут вспоминается сказка про трех поросят: из камня нужно строить, из камня! Из него и возведена круглая башенка-капличка с нишей, которая хорошо сохранилась до сих пор. Когда-то в ней за стеклом висела икона Богоматери, а в подвешенном цветочнике летом высаживались цветы. На снимках в архитектурных справочниках в нише каплицы никакой иконы нет, но не так давно Матерь Божия в нее вернулась — уже в виде статуэтки. 

Теперь, как и раньше, местные жители и просто пешие путники, проходя мимо, вспоминают о Боге. А сама капличка по-прежнему служит архитектурным украшением стены, усадебного двора да и самой деревни. 

Заглядываю снова в блокнот: «основу парадного двора составляет большой газон с кругом в центре». Какой-то круг найти, действительно, удалось, но за это я чуть не поплатился здоровьем. Не знаю, как он должен был вы­глядеть, но тот, что обнаружил я, оказался явно современной модификации — представлял собой широкий, видимо, канализационный колодец, при этом не закрытый. Ввалиться в него — раз плюнуть. От греха подальше я пошел побродить по парку. 

Ведь как и любая другая усадьба, панская резиденция Луковец имела свой парк. Он был небольшим — всего 2 гектара, но при этом занимал центральное место в замкнутом, как крепость, парадном дворе. Из деревьев в нем преобладали липы, а акцентами служили хвойные интродуценты (деревья-«переселенцы»). Сохранились пихта сибирская и несколько мощных лиственниц Сукачева высотой больше 20 метров. Именно их в первую очередь и узнаешь зимой, когда все деревья серые. Но самым старым деревом является экзотический экземпляр ясеня обыкновенного. Мощные «накаченные» лопатообразные корни охватывают холмик, на котором он стоит, стараясь удержать могучую крону дерева. Старый ясень Луковца, посаженный, видимо, еще Бригиттой Шумской, — дерево уникальное, и не только своими размерами (диаметр ствола — почти полтора метра). Сначала он разветвляется надвое, а затем каждый из стволов снова раздваивается. Получается что-то вроде генеалогического древа — этакая семейка ясеней, самый старый из которых — «дедушка» — испещрен «морщинами» и «язвами». Суровые прежние зимы, не чета теперешним, оставили на главном стволе дерева следы в виде затянувшихся морозобоин. 

А время оставило свой неумолимый след на всей старинной усадьбе в Луковце. Как утверждают старожилы, в то время, когда здесь проходила государственная советско-польская граница, в деревне еще хорошо сохранилась необычная брама. Она была срублена из дубовых бревен и имела ворота, которые в случае чего можно было закрывать и таким образом останавливать движение. Как раз рядом с брамой и стояла придорожная корчма. Ее хорошо описал в своей автобиографической повести «У дрымучых лясах» Змитрок Бядуля, родившийся в селе Посадец, что в 11 километрах от Луковца. Через браму въезжала в усадьбу и панночка Бригитта Шумская… 

Сейчас в Луковец попадают по современной асфальтированной дороге. И лишь воображение подсказывает, что это и есть та самая липово-кленовая аллея, по которой можно въехать в прошлое. И каждый раз, возвращаясь домой со стороны Долгинова или Мяделя, мне хочется свернуть с трассы и здесь, на границе Вилейского и Логойского районов, отдохнуть у каменных стен, еще сохранивших колорит былых времен. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter