Приставки "лайт", "фитнес", zero, diet на продуктах - маркетинговые уловки

Я с тебя худею

ЗОЖ снова в моде. Тренажерные залы не пустуют даже по ночам, а ряды сторонников правильного питания ширятся в геометрической прогрессии. Уловив спрос, производители живо стали адаптировать свою продукцию под новые веяния, всячески пытаясь «оздоровить» свой не совсем полезный товар. Так на прилавках появились диетические газировки, фитнес–батончики, лайт–йогурты и даже диетический фастфуд. Да в каком количестве! Интересно, то, что написано на этикетках, — правда, полуправда или откровенная ложь?

Фото  yesilist.com

В магазине глаза разбегаются от выбора продуктов для тех, кто по каким–то причинам не добирается до спортзала: чаи для похудения, обеды «Худеем за неделю», пища для уменьшения аппетита... И все за немалую цену. Традиционно, по общепринятым правилам маркетинга, самые почетные полки на уровне глаз покупателей занимают товары, обещающие вожделенные 90х60х90 без особых усилий. Упаковка мюсли стоит почти 8 рублей, чай для похудения — от 12, а slim–батончики от 50 копеек до 4 рублей за штуку. В крупных гипермаркетах подобный товар долго не залеживается. Корреспондент «СБ» решила тоже не отставать и, наполнив корзину разной диетической всячиной, отправилась за компетентным мнением к специалисту.

— Приставки «лайт», «фитнес», zero, diet и другие подобные маркировки на упаковках — это не что иное, как одна из попыток производителей повысить продажи своего товара, — изучает состав «диетических» продуктов заместитель генерального директора по стандартизации и качеству продуктов питания РУП «Научно–практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» Елена Моргунова. — Однако это совсем не значит, что такой продукт будет вредным. Заявленные на этикетке компоненты действительно соответствуют составу. Так называемые фитнес–продукты низкокалорийные, в них животные жиры заменяются растительными, но добавляются еще и химические компоненты. Словом, если содержание каких–то элементов уменьшается, то обязательно в пользу чего–то другого, зачастую менее полезного. Вообще, искусственное снижение калорийности и количества углеводов всегда требует дополнительных добавок: надо же как–то сохранить внешнюю привлекательность батончика, усилить его вкусовые свойства, запах, цвет...

Батончики: не одно, так другое


Итак, перед нами около 10 различных торговых марок батончиков. У каждого вдобавок еще достаточно широкая линейка вкусов. На многих — заветное обещание похудеть за неделю, идеальные женские силуэты, подкрепленные надписью «Фитнес». Некоторые этикетки в открытую кричат: «для стройности», другие — «для зрения», а чай из этой же линии заявляет о себе, что он «для интеллекта».


Изучаем состав. Цельные злаки, много витаминов и минералов, низкая калорийность. Зато в некоторых жиры заменяет пальмовое масло — компонент весьма сомнительный, о полезности которого идет немало споров. В составе одних присутствует и сахар, в других он заменяется искусственными подсластителями — ксилитом, сорбитом, аспартамом (к слову, тоже с неоднозначной репутацией — по мнению ученых, он не только негативно влияет на многие процессы в организме, но и вызывает еще больший аппетит). Такие синтетические аналоги — не самые полезные компоненты. К тому же в составе обнаружилось немало добавок, которые подойдут далеко не каждому.

Готовые комплексы: лучше гамбургера, хуже салата


Сегодня производитель готов предложить худеющему покупателю даже быстрорастворимые обеденные комплексы, вынося на упаковку обещание похудеть за неделю. Неужели это может заменить здоровую порцию кусочка куриной грудки и листьев салата?

— Конечно, если заменить таким вариантом перекус из гамбургера или пиццы — пользы будет больше, — говорит Елена Моргунова. — Но вот если основательно подсесть только на такое питание, не уверена, что это может хорошо сказаться на организме.

Диетологи в один голос говорят: ни одна химия, как бы себя ни нахваливала, никогда не заменит организму натуральных белков, жиров и углеводов. К тому же маркетинг не гнушается уловок. К примеру, на пачке мюслей с завораживающим названием и якобы целым жиросжигающим комплексом достаточно подробно описываются невероятные свойства используемых компонентов. В составе чудо–завтрака есть, скажем, L–кератин, который, обещает производитель, ускорит жировой обмен в организме.

— L–кератин действительно сжигает жировые отложения, но только при интенсивной и постоянной физической нагрузке, — говорит Елена Михайловна. — Производитель же об этом умалчивает.

Стоит ли тогда говорить про «диетическую» газировку? Да, ее состав действительно отличается от обычной, калорийность и энергетическая ценность гораздо ниже. Но чем все это замещается? Опять же синтетическими аналогами и искусственными подсластителями. Однако производители такой товар, который язык не поворачивается назвать полезным, активно продвигают. И если это не противоречит законодательству, имеют полное право. К тому же некоторые обещания звучат весьма расплывчато, к отсутствию эффекта потом и не особо придерешься. А вот белорусскому производителю, чтобы возвести свой продукт в ранг диетических, надо будет подтвердить его свойства и провести немало экспертиз. Знаете ли вы, к примеру, что Научно–практический центр Академии наук по продовольствию совместно с отечественными производителями разработал несколько линий здорового питания, максимально уменьшив долю синтетических ингредиентов? Стоят такие продукты гораздо дешевле импортных аналогов, а завлекающими надписями на покупателя не давят. Потому–то за броскими слоганами конкурентов не так заметны. Приглядитесь...

Компетентно

Светлана Кашицкая, врач-нутрициолог:


— То, что сейчас находится на прилавках в отделах здорового питания, очень часто совсем к таковому не относится. В лучшем случае можно найти 1 — 2 батончика без сахара, несколько продуктов без вредных химических добавок. Но, несмотря на это, производители все равно настойчиво ставят диетические маркировки. Какие бы чудо–компоненты продукта производитель ни выносил на упаковку, как бы он ни уверял нас в его натуральности, безусловно, всему верить нельзя, надо читать этикетки. Покупателю стоит помнить, что не бывает чудо–средств для похудения, а все эти приставки к названию продукта — «диетический» или «для похудения» — часто всего–навсего маркетинговые уловки. Конечно, гораздо проще выпить или съесть какое–нибудь «слим»–средство, чем взять себя в руки и начать правильно питаться, совмещая все это с физической нагрузкой. Потому такие товары и продаются. Возможно, результат будет достигнут и вес снизится, но человек снова наберет эти килограммы, вернувшись к прежнему рациону и образу жизни. Это стресс для организма, который чреват серьезными проблемами со здоровьем и снижением метаболизма. Если говорить про профессиональную фитнес–продукцию (протеиновые батончики, коктейли), то в них, как правило, содержится много белка, мало углеводов и жиров. Такой продукт может заменить прием пищи, если нет возможности поесть, но он вас не насытит, как полноценная порция еды, скажем, состоящая из белка в виде филе курицы или индейки и свежих овощей, которые содержат полезные углеводы и клетчатку. Неспроста же такое питание называется правильным.

savitskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 26 (25161). Среда, 8 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter