— Владимир Васильевич, что важно для «союзного человека»?
— У россиян и белорусов общая память о войне. Военная тема для меня свята. Мой отец воевал. Я сыграл в фильме замечательного режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение» по белорусскому классику Василю Быкову. Фильм удостоен в 1977 году престижной премии Берлинского кинофестиваля.
— А как вы оказались в Беларуси?
— Влюбился! На киностудии «Беларусьфильм» на съемках мелодрамы «В профиль и анфас» Алла Пролич стала моей женой. Я тогда бросил Москву, хотя были открыты двери в любой театр, тогда у меня был звездный час. Я полюбил Минск. Из Минска часто мотался то в Москву, то в Питер сниматься.
— Вы лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства...
— Эта премия указывает вектор творческого развития. Мне ее вручали на «Славянском базаре в Витебске». Я построил в Беларуси дом, где восстанавливаю свои силы и истерзанную душу.
— Так кем вы все же себя ощущаете: россиянином или белорусом?
— Я гражданин Союзного государства. Родился в Советском Союзе, это была моя страна, я и сейчас ее так воспринимаю, несмотря на то, что «враги сожгли родную хату».
— Владимир Васильевич, у вас за плечами десятки интересных и глубоких киноработ, а ассоциируют вас с Иванычем из «Дальнобойщиков».
— Таких миллионы. Иваныч — мужик простой, из той жизни, но ему приходится приспосабливаться к новому времени. Вспоминаю курьезный факт: первые два месяца мы с Владом Галкиным снимались бесплатно, потому что человек сбежал с нашими гонорарами.
Ради любви я бросил Москву, хотя передо мной были открыты двери в любой столичный театр— А «КАМАЗ» сами водили?
— Была целая колонна машин, впереди двигался тягач с двумя камерами и софитами, за ним ехали мы с Владом. Снимали на Волоколамском шоссе, в основном по ночам. Со стороны казалось, будто это сцены из какого‑то фантастического фильма, все сверкало. Однажды днем постучались к хозяйке воды напиться. Она и рассказала, что всю ночь у нее тарелки над головой летали. После «Дальнобойщиков» невозможно было на улицу выйти, поклонники обступали и просили автограф.
— Какая Беларусь вам роднее?
— Дачная. Мой дом на границе с Литвой. Уникальное место, напоминает мне родной Урал. Здесь восемь озер, речка рядом. Выхожу на крыльцо — озеро, лес, полный грибов и ягод. Зимой — лыжи, летом — лодка. В кринице — родниковая вода. Приезжают жена, друзья, ребята из «Чистого голоса».
— Как бы вы оценили отношения наших народов?
— Много белорусских актеров работают в Москве. В Беларуси снимается много российских сериалов, российские съемочные группы всегда тепло отзываются о Беларуси. Нам комфортно друг у друга. Союзное государство становится все более крепким. Оно — локомотив интеграции, хотя в российско‑белорусских политических отношениях периодически «искрит». Положение в нем сейчас — это небо и земля по сравнению с тем, что было в 90‑х. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы объединение не двигалось дальше.
— Владимир Васильевич, вы — вице‑президент форума искусств «Золотой Витязь». Только что завершился театральный фестиваль.
— В этом году очень сильный конкурс. Была показана классика, которая укрепляет души людей.
— Какие премьеры с вашим участием можно ожидать в скором времени?
— Недавно вышел фильм «Красный призрак» — о Вяземском котле. Ребята, которые его снимали, не входят в круг дельцов. Очень хочется, чтобы ленту увидело как можно больше людей. А 30 декабря выйдет «Чудотворная». Ее снимали для Первого канала. Это история знаменитой семьи Лыковых. Агафья Лыкова — единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов‑отшельников, которых геологи нашли в 1978 году в Саянах. К моменту встречи с геологами таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Лыков, его сыновья и две дочери.
— Кого вы сыграли?
— Карпа Лыкова. Режиссер ленты — Александр Карпиловский. (Его фильм «Частное пионерское» получил приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» 19‑го Минского международного кинофестиваля «Лiстапад». — Прим автора.). Съемки проходили под Минском, так что белорусских актеров в фильме много.
— На вашем счету около сотни фильмов и сериалов. Какой дороже всего?
— «Волки» с Андреем Паниным режиссера Александра Колбышева.
— А «Восхождение» или «Урга — территория любви»?
— В Европе эти картины в обязательной программе, а у нас все гонятся за ремейками.
— Узнаете свой Свердловск в Екатеринбурге?
— В Екатеринбурге мы снимали короткометражку «100 шагов». Город совсем другой. А я ж был там король... По вечерам в Сад Вайнера стекался народ, попасть на танцы было невозможно. И вот ушел образ этого уникального города, славившегося ансамблем довоенного времени. Его можно было сравнить с державным Крещатиком в Киеве или Проспектом Независимости в Минске, решенным в стиле сталинского неоклассицизма.