Тамара Гвердцители — о бабушке-княгине, сценических приметах и бесконечной любви

Я ранима, как Пьеро

24 апреля в Минске во Дворце Республики с Президентским оркестром Беларуси под управлением главного дирижера Виталия Кульбакова выступит народная артистка России Тамара Гвердцители.
В 2017 году на «Славянском базаре в Витебске» в честь Тамары Гвердцители заложена плита на Площади звезд.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

«Любая музыка, которую артистка пропускает через себя, становится ее частью. Невероятно мягкий и трепетный тембр ее голоса согревает теплом души огромную армию поклонников на протяжении многих лет. «Молитва», «Мамины глаза», «Виват, король!» — эти и многие другие песни вызывают у публики самые сильные и глубокие эмоции и навсегда остаются в сердцах», — написано в анонсе к концерту.

— Тамара Михайловна, чем вам дорог предстоящий концерт?

— Концерт долгожданный — он перенесен с 24 апреля прошлого года из-за пандемии.

— В 2017 году на фестивале «Славянский базар в Витебске» вы стали лауреатом специальной награды Президента Беларуси «Через искусство — к миру и взаимопониманию». В вашу честь была заложена плита на Площади звезд под песню «Виват, король, виват!».

— Такой наградой может гордиться любой певец. Это огромная честь быть в одной компании с Аллой Пугачевой, Львом Лещенко, Александрой Пахмутовой, Валерием Леонтьевым, «Песнярами», Игорем Лученком... Я горжусь тем, что стала частью Витебска, подарившего миру великого Шагала.

— Вы спели вместе с белорусскими «Сябрами» грузинскую песню «Сулико», теперь их руководитель Анатолий Ярмоленко обращается к вам не иначе как: «Привет, сябрико!»

— «Славянский базар» — один из лучших фестивалей в мире. В 2002 году я была председателем жюри конкурса молодых исполнителей, а Мишель Легран — председателем жюри взрослого конкурса. Он был в восторге от Витебска, ходил в Музей Марка Шагала.

— Я подсчитала: в Витебск вы приезжали 27 раз, не меньше...

— Люблю этот город, он очень красивый. Много цветов. Когда приезжаю, сразу бегу смотреть, на месте ли ратуша и белая церковь на берегу Двины. Потом иду в Город мастеров. Меня узнают и дарят поделки, всякие шкатулки и глиняные чашки. Я всякий раз рада находиться на белорусской земле, в этой прекрасной стране, где такие замечательные люди.

— В 19 лет вы победили на международном конкурсе «Красная гвоздика» в Сочи. 

— Да, и председателем жюри была тогда Александра Пахмутова. 

— Как вы познакомились с Мишелем Леграном?

— Ему отослали мои диски. Он их прослушал и был, говорят, в восторге. А в 1991 году французский агент пригласил меня в Париж, где познакомилась и с Леграном, и с Жаном Дрежаком. Тогда же был заключен контракт, состоялся первый концерт в парижской «Олимпии». Легран, представляя меня трехтысячному залу, сказал: «Париж! Запомни это имя». Потом я гастролировала по Америке. Были концерты с Леграном, выступления в «Карнеги-холл».

— Где вы храните свои многочисленные награды?

— На особой стене. Ее я открыла, когда с Владимиром Зельдиным, лауреатом премии Союзного государства, мы вместе играли в «Человеке из Ламанчи» в Театре Российской армии. Какое счастье было быть возлюбленной такого гениального Дон Кихота.

— Как вам удается держать на высоте творческую планку?

— Я берегу то, что дала консерватория. А цель одна — чтобы объемно звучал голос, оставался живым.

— Знаю, что вы поете на десяти языках. 

— Я начала говорить сразу на грузинском и русском. Это языки моих предков. Мама родилась в Одессе, в детстве я слышала песни на идиш. Их пел дедушка. Я выучила его песни, а повзрослев, услышала, что их поют по всему миру. 

— Дедушка с бабушкой вас воспитывали?

— Лучшее, что может быть в жизни дедушки и бабушки, — это воспитание внуков.

— Ваши предки с княжескими корнями.

— Моя прабабушка была княгиней. Она рассказывала очень много о своей жизни, но все светлые рассказы завершались предреволюционным временем. Мне было пять — семь лет, но я уже могла оценить ее манеры, поведение, жесты, отношение к людям. Она всегда была образцом элегантности, дожила до 94 лет. Я запомнила ее гордой, с правильной осанкой и выразительными глазами. Правнуков она называла «господа». 

— Вы красивая. Это мешает или помогает на сцене?

— Если женщина одаренная, то красота усиливает ее талант, дает импульс для развития. 

— Тяжело быть образованной женщиной?

— Непросто.

— Почему решили стать певицей?

— Я хотела поступать в театральный институт, но родители отговорили: все пророчили мне будущее пианистки. Настоящая известность пришла ко мне в девять лет. Я попала в вокально-инструментальный ансамбль «Мзиури». Мы ставили спектакль «Буратино», и все девочки хотели быть Мальвинами, а я хотела стать Пьеро. Мне гример нарисовал «страдающие» брови. Это, как оказалось, был ключ к моему будущему. Мы объездили со спектаклем весь Советский Союз. Тогда-то я твердо решила стать эстрадной певицей.

— А что в вас от Пьеро?

— Меня может обидеть на улице случайный прохожий. Но ранимые люди становятся сильными, когда хотят разобраться в себе.

— Ансамбль «Мзиури» еще жив?

— Сегодня он воспитывает очередное поколение артистов.

— Что вы делаете со своими сценическими костюмами?

— Храню. Особенно люблю красные и черные, в которых пела в дуэте с Леграном на величайших сценах мира.

— В какие сценические приметы вы верите?

— Перед выходом на сцену читаю молитву. На сцену выхожу с левой стороны, беру на гастроли несколько своих талисманов.

— Так сцена или эстрада?

— Сцена. Эстрада — это жанр. А сцена — призвание. Если ты выходишь на сцену со своей историей и своей правдой, то это в любое время будут слушать. Если дано достучаться до сердец, достучишься. Мои песни — это мои истории.

— А кто ваш зритель?

— Интеллигентный, хранящий традиции, имеющий свой стержень. Кстати, именно такой зритель проголосовал за нас с Дюжевым в телешоу «Две звезды».

— Вы всю жизнь прожили с мамой. Это привычка или потребность?

— Это потребность.

— Что бы вы себе посоветовали с высоты прожитых лет?

— Держись, Тамара, оставайся собой!

­ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Благодаря маме, учительнице русского языка и литературы, в семь лет начала учиться музыке, поступила в специальную музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 1979 году Тамара Гвердцители стала студенткой этой консерватории, окончила ее по классу фортепиано и композиции. Также окончила специальный колледж по вокалу.

В 19 лет победила на международном конкурсе «Красная гвоздика». 

В 1982-м участвовала в конкурсе популярной музыки в Дрездене, в 1988 году победила в «Золотом Орфее». Исполняет песни на более чем десяти языках. В 2020 году стала наставницей российского шоу «Голос. 60+».

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter