24 апреля в Минске во Дворце Республики с Президентским оркестром Беларуси под управлением главного дирижера Виталия Кульбакова выступит народная артистка России Тамара Гвердцители.
«Любая музыка, которую артистка пропускает через себя, становится ее частью. Невероятно мягкий и трепетный тембр ее голоса согревает теплом души огромную армию поклонников на протяжении многих лет. «Молитва», «Мамины глаза», «Виват, король!» — эти и многие другие песни вызывают у публики самые сильные и глубокие эмоции и навсегда остаются в сердцах», — написано в анонсе к концерту.
— Тамара Михайловна, чем вам дорог предстоящий концерт?
— Концерт долгожданный — он перенесен с 24 апреля прошлого года из-за пандемии.
— В 2017 году на фестивале «Славянский базар в Витебске» вы стали лауреатом специальной награды Президента Беларуси «Через искусство — к миру и взаимопониманию». В вашу честь была заложена плита на Площади звезд под песню «Виват, король, виват!».
— Такой наградой может гордиться любой певец. Это огромная честь быть в одной компании с Аллой Пугачевой, Львом Лещенко, Александрой Пахмутовой, Валерием Леонтьевым, «Песнярами», Игорем Лученком... Я горжусь тем, что стала частью Витебска, подарившего миру великого Шагала.
— Вы спели вместе с белорусскими «Сябрами» грузинскую песню «Сулико», теперь их руководитель Анатолий Ярмоленко обращается к вам не иначе как: «Привет, сябрико!»
— «Славянский базар» — один из лучших фестивалей в мире. В 2002 году я была председателем жюри конкурса молодых исполнителей, а Мишель Легран — председателем жюри взрослого конкурса. Он был в восторге от Витебска, ходил в Музей Марка Шагала.
— Я подсчитала: в Витебск вы приезжали 27 раз, не меньше...
— Люблю этот город, он очень красивый. Много цветов. Когда приезжаю, сразу бегу смотреть, на месте ли ратуша и белая церковь на берегу Двины. Потом иду в Город мастеров. Меня узнают и дарят поделки, всякие шкатулки и глиняные чашки. Я всякий раз рада находиться на белорусской земле, в этой прекрасной стране, где такие замечательные люди.
— В 19 лет вы победили на международном конкурсе «Красная гвоздика» в Сочи.
— Да, и председателем жюри была тогда Александра Пахмутова.
— Как вы познакомились с Мишелем Леграном?
— Ему отослали мои диски. Он их прослушал и был, говорят, в восторге. А в 1991 году французский агент пригласил меня в Париж, где познакомилась и с Леграном, и с Жаном Дрежаком. Тогда же был заключен контракт, состоялся первый концерт в парижской «Олимпии». Легран, представляя меня трехтысячному залу, сказал: «Париж! Запомни это имя». Потом я гастролировала по Америке. Были концерты с Леграном, выступления в «Карнеги-холл».
— Где вы храните свои многочисленные награды?
— На особой стене. Ее я открыла, когда с Владимиром Зельдиным, лауреатом премии Союзного государства, мы вместе играли в «Человеке из Ламанчи» в Театре Российской армии. Какое счастье было быть возлюбленной такого гениального Дон Кихота.
— Как вам удается держать на высоте творческую планку?
— Я берегу то, что дала консерватория. А цель одна — чтобы объемно звучал голос, оставался живым.
— Знаю, что вы поете на десяти языках.
— Я начала говорить сразу на грузинском и русском. Это языки моих предков. Мама родилась в Одессе, в детстве я слышала песни на идиш. Их пел дедушка. Я выучила его песни, а повзрослев, услышала, что их поют по всему миру.
— Дедушка с бабушкой вас воспитывали?
— Лучшее, что может быть в жизни дедушки и бабушки, — это воспитание внуков.
— Ваши предки с княжескими корнями.
— Моя прабабушка была княгиней. Она рассказывала очень много о своей жизни, но все светлые рассказы завершались предреволюционным временем. Мне было пять — семь лет, но я уже могла оценить ее манеры, поведение, жесты, отношение к людям. Она всегда была образцом элегантности, дожила до 94 лет. Я запомнила ее гордой, с правильной осанкой и выразительными глазами. Правнуков она называла «господа».
— Вы красивая. Это мешает или помогает на сцене?
— Если женщина одаренная, то красота усиливает ее талант, дает импульс для развития.
— Тяжело быть образованной женщиной?
— Непросто.
— Почему решили стать певицей?
— Я хотела поступать в театральный институт, но родители отговорили: все пророчили мне будущее пианистки. Настоящая известность пришла ко мне в девять лет. Я попала в вокально-инструментальный ансамбль «Мзиури». Мы ставили спектакль «Буратино», и все девочки хотели быть Мальвинами, а я хотела стать Пьеро. Мне гример нарисовал «страдающие» брови. Это, как оказалось, был ключ к моему будущему. Мы объездили со спектаклем весь Советский Союз. Тогда-то я твердо решила стать эстрадной певицей.
— А что в вас от Пьеро?
— Меня может обидеть на улице случайный прохожий. Но ранимые люди становятся сильными, когда хотят разобраться в себе.
— Ансамбль «Мзиури» еще жив?
— Сегодня он воспитывает очередное поколение артистов.
— Что вы делаете со своими сценическими костюмами?
— Храню. Особенно люблю красные и черные, в которых пела в дуэте с Леграном на величайших сценах мира.
— В какие сценические приметы вы верите?
— Перед выходом на сцену читаю молитву. На сцену выхожу с левой стороны, беру на гастроли несколько своих талисманов.
— Так сцена или эстрада?
— Сцена. Эстрада — это жанр. А сцена — призвание. Если ты выходишь на сцену со своей историей и своей правдой, то это в любое время будут слушать. Если дано достучаться до сердец, достучишься. Мои песни — это мои истории.
— А кто ваш зритель?
— Интеллигентный, хранящий традиции, имеющий свой стержень. Кстати, именно такой зритель проголосовал за нас с Дюжевым в телешоу «Две звезды».
— Вы всю жизнь прожили с мамой. Это привычка или потребность?
— Это потребность.
— Что бы вы себе посоветовали с высоты прожитых лет?
— Держись, Тамара, оставайся собой!
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Благодаря маме, учительнице русского языка и литературы, в семь лет начала учиться музыке, поступила в специальную музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 1979 году Тамара Гвердцители стала студенткой этой консерватории, окончила ее по классу фортепиано и композиции. Также окончила специальный колледж по вокалу.
В 19 лет победила на международном конкурсе «Красная гвоздика».
В 1982-м участвовала в конкурсе популярной музыки в Дрездене, в 1988 году победила в «Золотом Орфее». Исполняет песни на более чем десяти языках. В 2020 году стала наставницей российского шоу «Голос. 60+».
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru