«Я рад, что песню в Беларуси рассматривают как культурное событие»

Риккардо  Коччианте:  можно  создать  оперу,  арии  из которой  будут  напевать простые  зрители

Риккардо  Коччианте  уверен:  можно  создать  оперу,  арии  из которой  будут  напевать,  выходя  из  зала,  простые  зрители 

Риккардо Коччианте, пожалуй, самое звездное имя нынешнего «Славянского базара в Витебске». Знаменитый автор нашумевшего мюзикла по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и полюбившейся миллионам слушателей по всему миру арии «Белль» был приглашен возглавлять в этом году международное жюри конкурса исполнителей эстрадной песни. Кстати, свою музыкальную карьеру маэстро Коччианте начинал как певец, и она продолжалась весьма успешно. Но после фантастической популярности, которую в 1998 году принес ему «Собор Парижской Богоматери», занялся исключительно композиторской деятельностью. В Международном пресс-центре фестиваля Риккардо  Коччианте надолго завладел вниманием журналистов. 

— Простите, маэстро, но злые языки утверждают, что вы не знаете нот… 

— Хочу возразить. Я знаю ноты, разбираюсь в гармонии и, разговаривая с музыкантами, мы очень хорошо друг друга понимаем. Конечно, у меня нет академического музыкального образования. Я сам создал для себя свои правила и всегда говорил себе, что, если мне когда-нибудь будет надо, я укреплю свои знания. Но меня всегда останавливало то, что, получив академическое образование, я попаду в какие-то рамки и у меня уже не будет свободы творчества. Часто спрашивают: как же у меня получается творить? Я отвечаю: это дар, который я стараюсь  постоянно развивать. 

— Вы родились во Вьетнаме, носите звание заслуженного деятеля искусств Италии, разговариваете по-французски, живете в Ирландии. Кто же вы? 

— Я в равной степени и итальянец, и француз (Риккардо Коччианте родился в семье итальянца и француженки, с 11 лет жил в Риме, его музыкальная карьера состоялась в Италии, а во Франции увидел свет  «Собор Парижской Богоматери».Прим. авт.). Возможно, как артист, я человек мира. Но как композитор, я человек, скорее, домашний. Ведь жизнь композитора не такая, как у исполнителя. Композитор может всю жизнь оставаться дома, а его мысли будут путешествовать по миру. Всегда хотел жить в той стране, где я не известен. В определенный момент жизни я исчез, три года жил в Майами, теперь уже восемь лет живу в Ирландии. В этой стране я чувствую себя свободно и ощущаю самим собой. Здесь очень интересный интеллигентный народ, здесь родились многие известные люди. У ирландцев потрясающая музыка – в ней смешаны история, традиции и современность. Дублин, в котором я живу, — красивый город и место, где хорошо сочиняется музыка. 

— Каковы ваши впечатления от посещения  Беларуси, что знали вы о ней прежде? 

— До приезда в Витебск я знал, что этот город — родина Марка Шагала. Творчеством его я восхищаюсь. Люблю свободные умы, ведь только они рождают настоящие творения. Конечно, нужно уважать академические традиции, но иногда нужно иметь смелость их нарушать, чтобы создать что-то особенное. Я всегда говорю: важна не форма, а то, что за ней находится. В творчестве, кроме внешней стороны, должны быть мысли, которые  и позволяют нам становиться гигантами. 

Несмотря на то, что я был слишком занят в эти дни и мало что успел увидеть, заметил, что Беларусь — очень красивая страна, с живописной природой, такой уже нет в Европе. Я рад, что песню рассматривают здесь как культурное событие. Так бывает не во всех странах. 

— Жанр, в котором вы работаете, особенный, расскажите о нем подробнее. 

— Я называю его народная, или популярная, опера. Впервые я начал работать в этом жанре в «Соборе Парижской Богоматери». Я решил объединить традиционную итальянскую оперу и популярную музыку. Это объединение стилей оказалось весьма успешным. Мое произведение тронуло большое количество людей, и, что особенно важно, открыло мир оперы для молодых. В Европе 18—20-летние не жалуют оперу, но прекрасно поняли и приняли «Собор Парижской Богоматери». Именно в этом жанре я и продолжаю работать. 

В эпоху Верди и Пуччини люди часто посещали оперу, а после спектаклей напевали самые популярные арии. Это были хиты той эпохи. Считаю, что сегодня можно сделать то же самое. Можно создать оперу, которую будут напевать, выходя из зала, которая будет понятна многим. Уважая классическую оперу (я большой ее поклонник), не хочу быть композитором оперным. Хочу, чтобы мои сочинения слушали там, где звучат популярная музыка и рок, куда можно прийти в джинсах. 

— Свое внимание вы обращаете на знаковые произведения – «Собор Парижской Богоматери», «Маленький принц», «Ромео и Джульетта». Что следующее? 

— Мой будущий проект –  и хочу подчеркнуть, что впервые говорю об этом публично – это произведение, которое сочинил для того, чтобы оно увидело свет в России и на русском языке. Над ним мы работаем вместе с Александром Розенбаумом, чтобы найти форму, близкую русским зрителям.  На этот раз я обратился к теме декабристов. Об этом тоже было много написано, но у меня будет свое видение этой темы. 

В  тему 

Заключительный аккорд XVII Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» прозвучал вчера  на торжественной церемонии закрытия форума на сцене Летнего амфитеатра. В концерте участвовали белорусские и российские артисты. В числе приглашенных именитых звезд — Борис Моисеев, Сергей Лазарев, Владимир Пресняков с его белорусской подругой Натальей Подольской, группы «Самоцветы», «Блестящие», «Челси», Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, арт-группа «Беларусы». Дирекция фестиваля подготовила подарок молодежи. В концерте «Танцуй до утра», который начнется сегодня в 1.30, примут участие популярные у юных поп-исполнители. Восклицательный знак в череде фестивальных мероприятий поставит «Концерт на бис», который вечером 19 июля в 22.00 даст Борис Моисеев.

По предварительным данным, в нынешнем фестивале приняли участие более 5,5 тысячи  гостей из 34 стран. Работу фестиваля освещали около 500 представителей СМИ из 14 стран. Впервые на фестиваль приехали гости из Нидерландов, Венесуэлы и ЮАР.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter