Так бывает, во всяком случае, в кино, когда преступник вызывает больше симпатии, чем его жертва или даже жертвы. Классический пример — в кинокомедии «Берегись автомобиля». Угонщик Деточкин был осужден, а нам мил. Не признаваясь сейчас в симпатиях к кому‑либо, должен сказать следующее. Обвиняемый обратился в редакцию до начала суда, причем без намерения повлиять на процесс. Он просил помощи и защиты от агрессии иного рода. И то, что он и его соседи говорили по этому поводу, безусловно, вызывает мое сочувствие.
Итак, потерпевший — Денис Коробов, проживающий в агрогородке Ратомка по улице Линейной, дом № 9. Обвиняемый — тезка, Денис Шнипов, проживающий на той же улице напротив в доме № 10. Соседи? Нет, потерпевший Коробов не признает в Шнипове соседа. И вовсе не потому, что местом своего постоянного проживания назвал суду другой дом, в Витебске.
Дом № 9 на улице Линейной, более похожий на замок, возвышается над Ратомкой, как и подобает замку.
До суда. КостерСвою версию событий, произошедших 21 июля 2018 года, Шнипов в деталях изложил мне на месте, на ратомской улице Линейной, и потом придерживался ее во время суда.
Он работает контролером торгового зала в Минске, в тот день у него был выходной. Отдыхал, около полудня выпил бутылку пива, к вечеру собрался по грибы. Идти недалеко, несколько десятков метров: лесной массив примыкает к поселку. Взял рюкзак, положил в него нож. По пути решил зайти к соседу напротив. Его — Коробова — редко можно застать дома, но в тот раз он был здесь, а Шнипов имел к нему претензии.
Дело в том, что рабочие, достраивающие дом соседа, периодически сжигают мусор, разводя костер на пустующем участке, под окнами Шнипова. Незадолго до 21‑го развели в очередной раз. Стояла жара, дул ветер... Словом, в своем доме Шнипов обнаружил не только едкий химический запах, но и летающие по комнате тлеющие продукты горения. Загасил огонь с помощью поливочного шланга. У Шнипова были причины опасаться пожара — с тем и зашел на участок Коробова, который вышел навстречу.
Изложил свои претензии. Коробов обещал, что такое не повторится. Слово за слово, речь зашла о грибах, за которыми собрался Шнипов. «Ты их выкручиваешь или срезаешь?» — спросил Коробов. «Срезаю», — ответил гость и, сняв с плеч рюкзак, достал из него нож. В этот момент хозяин отпрыгнул назад. Отпрыгнул наигранно, демонстративно, картинно, изображая испуг, зная, что все происходящее снимают видеокамеры — так считает обвиняемый.
В какой‑то момент Шнипов стал демонстрировать свои навыки владения холодным оружием: перекладывал из руки в руку, совершал манипуляции. Но беседовали почти дружески, даже клали друг другу руки на плечи... На том и расстались.
Черепа и черные, словно обожженные, руки не спрятаны от людских глаз, а выставлены прохожим напоказ – любуйтесь! Или – ужасайтесь!
Суд. ВидеоИную версию в суде изложил пострадавший, по работе замдиректора коммерческой фирмы. На первом заседании он не появился, на второе опоздал. Как выглядел? Бритая голова, лишь на макушке бороздка волос, которые собраны в длинную, ниже плеч, косичку. Расшитая куртка с надписью на спине. То ли «смерть анархисту», то ли «смерть анархиста». Экстравагантно, мягко говоря, уже само слово «смерть» на одежде. Версия. Гость пришел на участок Коробова в состоянии опьянения, которое хозяин определил по запаху и поведению Шнипова. Тот сразу сказал, что пришел поговорить, разобраться. Предложил выйти на улицу, но хозяин предпочел объясняться на своем дворе. «Я пришел тебя убить» — эту фразу, по утверждению потерпевшего, несколько раз за время разговора произнес Шнипов. Объяснил мотив: ты богат, а я нет, у тебя большой дом, а я вот тебя сейчас убью — и ни деньги, ни дом тебе не помогут.
Хозяин воспринял угрозу всерьез, но вел себя подчеркнуто дружелюбно («неразумно вступать в полемику с человеком, который держит нож, надо с ним соглашаться»). Отступать некуда, он был загнан в угол: за спиной громоздились поддоны со стройматериалами. Суду свое поведение объяснил так: занимаюсь восточными единоборствами и знаю, что лучший бой — это тот, который не состоялся.
Версию подтвердил свидетель со стороны потерпевшего: он слышал угрозы. Хотя обвиняемый и возражал, что с такого расстояния деталей диалога он не мог расслышать. Свидетелем был Андрей Северин, то ли приятель, то ли помогающий по хозяйству работник, постоянно проживающий в доме Коробова.
Но была еще и видеозапись, которая в суде просматривалась и вызвала множество вопросов судьи — прежде всего к обвиняемому. Раз десять судья переспрашивала: если вы лишь демонстрировали нож и свои навыки, то для чего замахивались, зачем близко подносили нож к груди и лицу Коробова?
Ответы даже меня убеждали не всегда: забыл, не помню, действовал машинально... Но и версия Коробова видится небезупречной. Если Шнипов пришел с намерением убить, то почему позволил потерпевшему удалиться в дом? Позволил. Коробов удалился, некоторое время пробыл в доме, поговорил с Северином, взял телефон и вышел к Шнипову продолжить общение. Если угроза жизни была реальна, то почему не заперся изнутри и сразу не вызвал милицию?.. Но оставим предположения.
Шнипов Д.В. был признан виновным по статье 186 УК. Максимальное наказание за угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества — лишение свободы на 2 года. Шнипов получил 1 год исправительных работ с удержанием 15 процентов заработка. Он обжаловал приговор: окончательной оценки его действия придется подождать. Интрига остается. В суде, как и в хорошем детективе, да и в жизни, мы иногда обманываемся в самом, казалось бы, несомненном.
До и после. Равновесие
Если уж говорить о симпатиях, то обвиняемый Шнипов представил суду положительную характеристику с места работы и до последнего времени не имел проблем с законом. Потерпевший — имел. Во всяком случае, с Административным кодексом.
Жители на него жаловались. Вот выдержка из ответа Минского райисполкома от 14 августа 2018 года: «...Размещение металлоконструкций с частичным их расположением на проезжей и пешеходной части дороги по ул. Линейной у дома 9 аг. Ратомка в ГАИ Минского района не согласовывалось. Массивные каменные глыбы, расположенные вдоль дома, находятся на землях общего пользования. Загромождение улиц, площадей, дворов и других земель общего пользования... является административным правонарушением, предусмотренным ст. 21.14 КоАП». В другом ответе сообщается, что Д.Коробову выдано предписание демонтировать данные архитектурные формы.
Еще ответ, от 28 августа 2018 г.: «...Владельцу Коробову Д.М. выдано предписание Госавтоинспекции УВД Минского райисполкома о запрете участия в дорожном движении автомобиля «Тойота‑Лэнд‑Крузер 200» регистрационный знак 9940КА5». Дело в том, что свой автомобиль владелец украсил экзотическими атрибутами, которые, по заключению ГАИ, являются недопустимыми: они выступают за контуры машины. Но владелец дома и автомобиля достаточно долго игнорировал предписания. Часть конструкций разобрал только в ноябре, а на запрещенном к движению автомобиле ездил до середины января, когда в Ратомке его видели последний раз.
Предлагаю взглянуть шире. Хотя здесь не тот случай, когда лучше один раз увидеть! Далеко не все иллюстрации можно разместить на страницах газеты: поверьте на слово. Ограда владений Коробова сложена из камней. Между ними тут и там торчат черные, словно обугленные, руки, черепа, устрашающие маски. Тут же за оградой — целая гора черепов (имитация черепов). Она открыта взору каждого прохожего. Как и дом, по сути замок, украшенный теми же черепами, торчащими руками, монстрами с обнаженными гениталиями...
Все это соседи созерцают круглые сутки. К некоторым «украшениям» подведены провода, предполагающие, очевидно, и ночную подсветку.
Неподалеку в лесу житель улицы Линейной Олег Гонсиевский как‑то обнаружил «ритуальную» поляну. Описал так: возле кострища был распят обезглавленный петух, на деревьях вокруг висели черепа мелких копытных, на стволах сосен по периметру были пентаграммы и надписи. Мы сходили на эту полянку. Черепов не нашли, зато на стволах остались знаки и неразборчивая надпись: то ли «road to hell», то ли «go to hell». «Дорога в ад» или приглашение в ад? Совпадение ли, что полянка недалеко от дома «с чертовщиной»?
Мне рассказывают, что сюда периодически приезжает сделать селфи минская молодежь, наведываются туристы из дальних стран. Фотографируют, удивляются. У нас, дескать, такого не увидеть: запрещено...
«Меня это очень, очень угнетает», — сказал мне житель Линейной Эдуард Чужинов. В своих обращениях в инстанции ветеран труда, пенсионер, в прошлом главный эксперт управления госэкспертизы проектов и смет Госстроя БССР свои чувства объясняет так: «...Возведение оккультного центра по ул. Линейной, 9 разрушительно действует на гражданское согласие в обществе. Замечу, что некоторые жители запуганы Коробовым Д.М... Одни оценивают комплекс словами «прикольно», но большая часть воспринимают его как разрушительную силу, имеющую сильное негативное воздействие на психику людей и их нравственность».
Предлагая создать авторитетную комиссию для коллегиальной оценки «адского особняка», Эдуард Чужинов приводит заголовки, под которыми он ранее описывался в СМИ: «Дом, который пугает всех», «Обитель зла в белорусской Ратомке»... Сплошь негатив.
Эти «композиции» профессор психиатрии прокомментировал исчерпывающе.
Страшная «красота»Кто‑то видит в символике ограды и дома руки мертвецов, которые тянутся к живым из преисподней. У меня другие ассоциации. Так выглядели руки сожженных людей, которых фашисты укладывали между бревен: пришлось видеть такие архивные фото.
У каждого свои ассоциации. Не полагаясь на них, я попросил оценки у людей с признанным, профессиональным авторитетом. Каждый из них, разглядывая фото, выражал большое удивление — это мягко говоря.
Заведующий кафедрой психиатрии и наркологии БелМАПО, профессор, доктор медицинских наук Роман Евсегнеев: «Среда, вещественная атмосфера влияют на психическое здоровье и состояние людей. Причем так, что человек не отдает себе в этом отчета. Даже цвета влияют. Этим пользуются, чтобы влиять на поведение — чтобы, например, человек покупал. Все зависит от поставленной цели. У нас есть набор вещей, знаков и символов, социально табуированных. Набор запретов — в менталитете, культуре, традициях. Это касается и черепов».
— Что скажете конкретно об этой ограде и доме?
— Если 15 минут постоять возле такой стены, состояние человека изменится, любого! Не в лучшую сторону. Для психического здоровья людей это очень плохо. Без сомнения — плохо! Почему это было построено — вопрос к властям и архитекторам.
Декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров: «Как член городского совета по монументальному искусству я выступил даже против известного мурала в одном из минских микрорайонов: безликая чернота под капюшоном. Во всей истории графики — это образ смерти. Зачем выносить это на общество? Не могу сказать, что все коллеги меня поддержали. Дескать, хорошая роспись. Я же считаю, что это неправильный сигнал по отношения к обществу». Сооружение на снимках предпочел не комментировать: «Чертовщина!»
Осмотрев их, главный архитектор Минска Павел Лучинович выразил удивление: «Эклектика сумасшедшая, безвкусная, тут все намешано... Кто согласовывал такие вещи, как они прошли? Это вопрос».
— Вы бы такое позволили?
— Нет.
Один из членов правления Союза архитекторов: «Есть вещи, которые нельзя разрешить. Мы на совете не пропустили идею художника, который предлагал разместить на 9‑этажном здании сложную, напряженную композицию: девушка балансирует на пирамиде стульев, не держит равновесия, почти падает... Человек идет с работы уставший, хочет попасть домой и видит эту неустойчивую композицию... Она может действовать на психику, может спровоцировать суицид...»
Архитектуру дома Коробова судья не оценивал. Это понятно. Он исследовал лишь собственно угрозу и предшествовавшие ей отношения. Соседские? Неприязненные? Коробов вообще отрицал знакомство со Шниповым и не раз подчеркнул: у меня только два соседа, справа и слева, а все остальные для меня — просто жители поселка Ратомка. Звучало так, что их мнение не слишком Коробова беспокоит.
Оценим коллективную мудрость архитекторов, которые не пропустили провокативный мурал, озаботившись нашим эмоциональным и психологическим равновесием. Равновесие — это вообще наиболее ценимое, дорогое состояние, идет ли речь о личности, семье или государстве. Напомню и недавно опубликованное под рубрикой «3 вопроса «СБ» мнение председателя Союза архитекторов Александра Корбута. Он обратил внимание на два недавних совещания с участием Президента, где властям, архитекторам и строителям предлагалось сосредоточиться на нашей с вами среде обитания, создании гармоничных, комфортных для людей условий жизни — как в больших городах, так и небольших поселках. Какую среду создает Коробов, какое равновесие нам предлагает — судите сами. Я же нахожу, что даже более известная, причем трагично известная усадьба «Литовка» — это детская площадка в сравнении с домом в Ратомке.
Не хочу утверждать, что Денис Коробов умышленно провоцирует общество. Готов допустить, что построенный им дом отражает его искренние представления о прекрасном и он предлагает нам их разделить.
Жители улицы Линейной Гонсиевский, Шнипов, Чужинов такие представления не разделяют. Их и других, кто вынужден круглые сутки созерцать строения с черепами, я тоже назвал бы потерпевшими. Их психика подвергается жуткому стрессу: профессор психиатрии был очень убедителен! Остаются и вопросы. Например, как сооружение соотносится со статьей КоАП, предполагающей ответственность за изготовление произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости? Как признавали некоторые мои собеседники, дом № 9 — именно произведение. Замечу: по факту выставленное на всеобщее обозрение.
Суд продолжится, в профессионализме судьи сомнений нет. Но хотелось бы надеяться, что столь же квалифицированную оценку получит и дом, который объективно остался за рамками процесса. Ведь защиты от агрессии, даже архитектурной, ждут не только жители больших городов. Да, в последнее время наше общество сняло многие прежние табу. Но не слишком ли далеко иногда заходит наша толерантность?
ponomarev@sb.by