Я помню тот солнечный май

Много дней приходится на человеческую жизнь. Светлых и...

Много дней приходится на человеческую жизнь. Светлых и грустных, запоминающихся и безликих. Проживешь такой серый день — и он как в Лету канул. Другой же запомнится до самых мельчайших подробностей, высветит все-все самые, казалось бы, незначительные детали.

Ранним утром 9 мая 1945 года в нашу измученную войной деревеньку, что в Докшицком районе Витебской области, молнией ворвалась самая долгожданная весть — победа! Этот день запомнился мне на всю оставшуюся жизнь. Со всеми его деталями и подробностями. Синее-синее, без единого облачка небо, легкий ветерок. Ни одного орудийного выстрела. И среди весеннего ликования природы вдруг прозвучал известный всей стране голос диктора: «Говорит Москва! Германия подписала акт о капитуляции! Мы победили!»

Это сообщение прозвучало из единственного тогда динамика-«тарелки», установленного в центре нашей деревни. Люди бросали все свои неотложные дела и бежали на этот пятачок. Многие подоспели сюда в тот момент, когда из динамика лилась солнечная, как сама весна, музыка — веселый вальс в исполнении духового оркестра.

Народ ликовал. Кто-то принес из дому лоскут красной ткани, кто-то прикрепил его к древку. А потом уже под гармонь закружились на пятачке в медленном вальсе пары — под аккомпанемент Мишки-гармониста.

Бывший фронтовик Мишка появился в нашей деревушке сразу же после ее освобождения от гитлеровцев. Лишившись обеих ног, он передвигался с помощью деревянной тележки, к которой был прикреплен ремнями. Зато руки у него были золотые — мог починить любую домашнюю утварь. Когда же Мишка был не у дел и скрашивал свое горе самогоном, а такое тоже случалось, тогда он брал в руки свою гармошку и играл долго и печально. Она словно рассказывала о горе человеческом, о тоске по родной Смоленщине, куда он, искалеченный войной, никак не мог набраться сил и смелости возвратиться…

Мы, мальчишки, домой прибежали радостные и возбужденные. С наших уст слетало лишь одно слово «Победа!». А раз победа, значит и наш папка должен скоро вернуться с фронта домой. Не знаю для чего, возможно, чтобы насладиться этим словом, мой старший брат Вовка отыскал в отцовском сапожном шкафчике кусочек мела и на стене хаты размашисто написал: «Победа», «Победа», «Победа». Он выбрал поровнее бревно в стене и продолжал расписывать его двумя словами: «Победа» и «Мир», «Мир» и «Победа». Увидев это, мама не стала ругать. Нам показалось, что и у нее глаза повеселели.

Таким вот запомнился мне праздник Победы 9 мая 1945 года. Конечно, у каждого своя память о войне. И одна большая всенародная память. Хоть и минуло много лет, но чувство великой ответственности и долга живых перед памятью павших остается. Оно уберегает нас от всего мелочного, не дает задремать совести и заставляет мерить сегодняшнюю жизнь чистой и высокой мерой их подвигов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter