"Я погорел на Солженицыне"

Народный художник Беларуси Георгий Поплавский стал номинантом на премию Союзного государства в области литературы и искусства

Народный художник Беларуси Георгий Поплавский стал номинантом на премию Союзного государства в области литературы и искусства


Народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии, действительный член Национальной академии наук, действительный член Российской академии художеств, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру, кавалер ордена Дружбы народов Георгий Поплавский - один из старейших графиков. Он оформлял книги Василя Быкова, Янки Купалы, "Слово о полку Игореве". В его творчестве - объединяющие народы Беларуси и России мотивы. Даже углубляясь в историю, художник находит общих деятелей белорусской и русской культур. Работы Георгия Поплавского выставлены в Национальном художественном музее и Музее современного искусства в Минске, в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Государственном Русском музее, в музеях США, Швейцарии, Польши, Индонезии и Украины. В последние годы художник много работал над патриотической и военной темами.


- Георгий Георгиевич, как называется направление, в котором вы работаете?


- Называется суровым стилем. Его истоки - в начале шестидесятых годов прошлого века. В стране началась оттепель. Шумели новостройки, люди ехали на целину, в Сибирь. Для нас было важно не лакировать действительность, а изобразить в естестве сермяжный труд крестьянина, рыбака, рабочего. Этот стиль окрестили суровым реализмом. Социалистический реализм был национальным по форме и социалистическим по содержанию, а мы открыли его новое дыхание. Я и сейчас отношусь к этому стилю, как ваши Павел Никонов, Оссовский, Савицкий, Яблонская... В гражданской позиции мы были едины.


- Живы ли традиции этой школы?


- Мы делаем все, чтобы молодежь исповедовала реалистическое искусство, не гналась за модой, не смотрела на искусство как на товар. Ведь стоит один раз предать себя, и уже прежнего себя не вернешь.


- С чего у вас все начиналось?


- В детстве я все время рисовал. После войны поступил в изостудию в Бобруйске, где был очень хороший педагог, он умел зажечь детей - Лев Маркович Лейтман. Человек доброго сердца. Чтобы нам не было холодно на занятиях, он приходил на час раньше, растапливал "буржуйку" дровишками, которые специально приносил в рюкзачке. А в 8 утра мы приходили уже в теплое помещение...


- Кто ваши родители?


- Отец кузнец, дед был каретным мастером по рессорам, и у нас в семье хранилась бронзовая медаль, которую он получил на парижской выставке. Мама из раскулаченной семьи, их всех пятерых ребятишек сослали на Урал. И хотя советская власть покорежила их жизни, мои дядья воевали, защищали Сталинград и дошли до Берлина.


- Какой период в вашем творчестве самый удачный?


- Полесский. Мы с женой, которая тоже художник, поехали в Лельчицкий район. И там увидели стародавнюю Беларусь. Там, в 1960-х, сохранились и лучина, и кожаные колыски для младенцев.


- Что вы считаете самым удавшимся из своих иллюстраций к Быкову?


- К "Сотникову". Причем к этой прозе я впервые сделал не рисунки, а литографии, настоящие станковые работы. Потом подарил их музею на Поклонной горе.


- А как складывались отношения с властью?


- Я никогда не был в оппозиции, но и конъюнктурщиком тоже.


- Снимали работы с выставок?


- Однажды уже после открытия выставки меня попросили снять иллюстрацию к "Волчьей стае" Быкова. Главный герой - партизан - был изображен босоногим, а это оскорбляло якобы партизан.


- Какие ваши работы выдвинуты на премию Союзного государства?


- Литографии, посвященные космосу: "История и современность", "Высокое небо", "Родина космонавтов", "Северный морской путь", "Чернобыль, будни белорусские", "Время длинных ножей". Как иллюстратор работал в российских издательствах "Прогресс" и "Художественная литература".


- Не хотели бы проиллюстрировать Солженицына?


- Я на Солженицыне погорел. Мы с ним встречались в "Новом мире", за руку здоровались. И когда он уезжал в эмиграцию, мы с ним попрощались. Потом у меня была персональная выставка в Австрии и я захотел привезти домой книгу Александра Исаевича "Август четырнадцатого". Это было уже при Горбачеве. Была гласность. "Новый мир" готовился публиковать Солженицына. Когда я из Австрии прилетел в Москву, в Шереметьеве выходил зеленым коридором вместе с делегацией в двести человек, там были Доронина, Леонов, меня остановили, изъяли книгу.


- Последствия были?


- Звание "народный", таким образом, я получил почти на 10 лет позже. Лишили Госпремии, с которой меня перед поездкой поздравляли. От Академии художеств пришло соответствующее письмо.


- На Госпремию выдвигались ваши прекрасные работы по книгам Василя Быкова. Вы знали писателя?


- Мы с ним дружили, когда он был в опале и жил в Гродно. Дружили семьями. Я иллюстрировал "Сотникова", "Волчью стаю", "Знак беды". Эти иллюстрации к произведениям Василя Быкова как раз и выдвигались на Государственную премию. Я первый раз оформил текст Быкова, когда он еще не книгой издавался,а печатался в журнале "Маладосць". Личность Быкова невероятно сложная...


- Где можно увидеть ваши работы, номинированные на союзную премию?


- На выставке "Жизнь, опаленная войной" представлены работы известных российских художников Осмоловского, Тутунова, белорусских мастеров - Козловского, Барановского. Я с многими учился, но для меня их работы стали открытием: портреты, жанровые картины, натюрморты, пейзажи имеют свой трагический и драматический оттенок. Выставка проходит в знаменитом павильоне, который экспонировался на всемирной выставке в Париже в 1937 году, у подножия скульптуры "Рабочий и колхозница", которая после реставрации вернулась на место. В этом же павильоне представлена и моя графика, номинированная на премию Союзного государства в области литературы и искусства.


Татьяна Хорошилова


sh@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter