В гостях у «СОЮЗа» народный артист России Эммануил Виторган

Я — отец‑молодец

В его кинокопилке такие замечательные ленты, как «Чародеи», «Тревожное воскресенье», «День радио», «Сваты‑5», «Елки 1914». Он, несмотря на солидный возраст, по‑прежнему в прекрасной физической форме. Энергичен, обладает завидной осанкой, словно подтверждая всем своим видом крылатую фразу «главное, чтобы костюмчик сидел».

— А знаете, родили меня совершенно случайно, в городе Баку. 

— Почему так?

— Мои родители одесситы. У папы было восемь сестер и братьев, у мамы — десять. Отец перед войной строил, а во время войны восстанавливал мукомольную промышленность. Поэтому они с мамой объездили весь СССР. Я благодарен Баку рождением, Ставрополю — началом дружбы с ровесником, родители которого были актерами и заразили меня театром. После десятого класса поступал в театральный институт в Ленинграде. Актерскую карьеру начал в Театре имени А. Пушкина, через несколько лет перешел в Театр драмы и комедии. В 1967 году великий Георгий Товстоногов пригласил сыграть роль в «Вестсайдской истории». Партнершей была признанная красавица Алла Балтер. Через некоторое время мы стали мужем и женой. Наш брак был очень счастливым. В 1972 году у нас родился сын Максим. В 2000-м Аллочка ушла из жизни, вытащив меня из болезни, но заболела сама. Я бился головой о стенку, после ее ухода мне не хотелось жить. Но был не прав, я не имею права распоряжаться своей жизнью. 

— Но уже через два года вы женились...

— Я бесконечно благодарен судьбе, которая подарила мне эту женщину, олицетворяющую собой добро, внимание, желание помочь... Зовут Ирина. И фамилия ее уже девятнадцать лет Виторган. Она про­длила мою жизнь.

— На сцене вы создали много запоминающихся образов, снялись более чем в ста фильмах. А сейчас чувствуете себя востребованным?

— Вместе с супругой открыли «Культурный центр Эммануила Виторгана». Проводим в нем встречи, театральные капустники, недавно праздновали юбилей Александра Михайлова, поставили спектакль «Мамы». В марте у нас премьера по Чехову, сейчас с успехом идет постановка «Король треф — карта любви». Это спектакль о сильной личности. Кстати, песни в спектакле исполняет чудесная белорусская певица Анжелика Агурбаш.

— Вы довольны тем, как сложилась ваша актерская судьба?

— Я работал с такими режиссерами, о которых можно только мечтать. Имею в виду Георгия Товстоногова, Андрея Гончарова, Марию Осиповну Кнебель, Леонида Хейфеца, Анатолия Васильева, Каму Гинкаса. Один Гончаров чего стоил! Он разговаривал на повышенных тонах и только на трех человек не повышал голос — на Наташу Гундареву, Джигарханяна и меня. 

— Вы больше 30 лет дружили с Высоцким и Володиным.

— С Владимиром Семеновичем мы были знакомы, общались при встречах. Что же касается Александра Володина, то это были долгие годы крепкой счастливой дружбы. 

— На «Славянском базаре в Витебске» вы выступали с антрепризным спектаклем. Почему?

— Это свобода, я все сам выбираю — пьесу, режиссера, партнеров. Русский классический театр также создавался из антрепризных постановок. 

— Как относитесь к мату на экране, на сцене?

— Я его выбрасывал из сценария. Если мат оставался, я уходил.

— В августе вы снова стали отцом.

— Нет слов, как мне хотелось этих детей. Младшую дочку Клару назвали в честь мамы. У меня словно открылось второе дыхание, и я наверстываю упущенное. Я не устаю кричать: рожайте, дорогие, рожайте.

— Ваш дом в Юрмале недавно обворовали...

— В Юрмале у нас филиал «Виторган‑клуба» с участием московских артистов. Мы открывали сезон на теплоходе, а когда вернулись, обнаружили, что в нашем доме побывали воры. Вызвали полицию, но дело пока ничем не закончилось. 

— Как часто видите внука Платона?

 — Не так часто, как хотелось бы. Особенно сейчас, когда у нас с Ирой появились свои дети.

— Где снимаетесь сейчас?

— В четырехсерийной военной картине «Дед Морозов». Я играю Ивана Степановича Ганецкого. Персонаж — реальная историческая фигура: генерал, участник кавказских походов и Русско‑турецкой войны, комендант Петропавловской крепости.

— Кто еще играет?

— Помимо исполнителя главной роли Аристарха Ливанова в фильме снимаются Евгений Морозов, Нино Кантария, белорусская актриса Алла Пролич. Действие происходит на фронте, в 1942 году. Специально для съемок в Минске построены масштабные декорации. В Беларуси отличная база для натурных съемок — есть площадка с декорациями военного лагеря, окопами и утепленными блиндажами.

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter