Один из лучших скрипачей современности выступил в Белорусской филармонии

«Я одессит, а это значит...»

Когда Гленн Гульд в 1957 году приехал на гастроли в СССР, его никто не знал, и на первый его концерт в Большом зале консерватории пришла буквально горстка самых любознательных и преданных слушателей. Но эта горстка разнесла слух о нем по всей Москве, и назавтра администрация зала была вынуждена вызывать конную милицию, чтобы удержать рвущуюся внутрь разгоряченную толпу.

На первом и единственном концерте легендарного одесско–швейцарского скрипача Павла Верникова свободных мест практически не было. Но надо учесть, что концерт проходил в Малом зале имени Г.Ширмы, где этих самых мест не так уж и много.


Каюсь — я, как и большая часть минской публики, до недавнего времени о Верникове даже не слыхала. Между тем это сливки мирового скрипичного искусства.

Что мы знаем о мировых скрипичных модах? Простой посетитель филармонии, должно быть, вздохнет об Ойстрахе и Когане, вспомнит Спивакова (хотя тот в последние годы почти не играет), Максима Венгерова, Сергея Крылова, Вадима Репина — благо все они в последние годы приезжали к нам на башметовский фестиваль.

Между тем мир скрипок в наши дни гораздо интереснее и разнообразнее.

Возьмем Павла Верникова. Один из последних могикан одесской скрипичной школы. Волшебник, познавший тайну совершенного звука. Человек удивительной судьбы, в самый раз для авантюрного романа. Благородный рыцарь, помогающий всем, кто в этом нуждается. Футболист, юморист, хохмач, прирожденный актер, член прославленной одесской сборной КВН начала 1970–х годов. Когда он рассказывал со сцены свою историю, зал ежесекундно взрывался хохотом. Хотя голос его тих и хрипловат и не создан для больших пространств и громких лозунгов.

В Минск он приехал с молодой женой и со скрипкой, на которой играл публично третий раз в жизни. Его собственную скрипку, с которой он был неразлучен 38 лет, украли в поезде на вокзале в Женеве. Может быть, поэтому исполнение тройного концерта Вивальди, в котором, кроме Верникова, принимала участие его жена, талантливая скрипачка Светлана Макарова, и ученица Республиканской гимназии–колледжа при Белорусской академии музыки Мария Надольная, было не вполне идеальным.

Но зато во втором отделении скрипка Верникова показала себя во всей красе. Нельзя не вспомнить, что коньком одесских скрипачей всегда была романтическая и салонная музыка, требующая особого звука, особой отточенности и изящества формы.

А тут еще и особый жанр — танго! Включая знаменитое La Cumparsita уругвайца Херардо Матоса Родригеса и El Choclo Анхеля Вилольдо, больше известное в народе со словами «На Дерибасовской открылася пивная...» в переложении для скрипки и струнного оркестра украинского композитора Мирослава Скорика. Кстати, это переложение Скорик специально сделал для Павла Верникова.

Вы скажете, такой репертуар недостоин серьезных музыкантов. Но все дело именно в том, как это исполнено! Насколько стильно, вкусно, изысканно, аристократично. В подобном репертуаре проще простого скатиться в безвкусицу, вульгарность и пошлость. А можно поднять его до уровня классики — бессмертной классики XX века. Но для этого нужно продумать и отточить каждый штрих, каждую деталь. И тогда каждый звук наполнится высокой поэзией и вызовет отклик в слушательских сердцах.

Одна из хитростей дирижера Бушкова — он разбавляет сложную музыку простой, а простую сложной. В этот раз рядом с танго была длинная и непростая для восприятия пьеса Гии Канчели. И что бы вы думали? Публика слушала, затаив дыхание.

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter