Режиссер Карен Шахназаров представил в Минске свой новый фильм «Хитровка. Знак четырех»

«Я не воспринимаю Беларусь как чужую страну — это тоже мой дом»

Теплый майский вечер в компании известного российского режиссера, генерального директора «Мосфильма» Карена Шахназарова в столичном кинотеатре «Москва» прошел при полном аншлаге. Хотя по‑другому и быть не могло: народного артиста России в Беларуси знают, любят и всегда ждут. Впрочем, особенной премьера его новой картины «Хитровка. Знак четырех» получилась еще и потому, что на творческую встречу с мастером организаторы показа пригласили не популярных медийных персон, а обычных зрителей — тех, кто успел ухватить в кассах заветный билетик. Наши корреспонденты зафиксировали самые интересные моменты встречи.

Мой адрес не дом и не улица

Карен Георгиевич — собеседник внимательный, чуткий и опытный. В самом начале творческой встречи он первым делом признался: белорусские зрители увидят «Хитровку» на неделю раньше, чем зрители в России.

— Как‑то мы собрались и подумали: а почему, собственно, постоянно начинаем показы с Москвы? Пора с этим завязывать! А если серьезно, то для меня действительно большое счастье представлять свою новую работу в Беларуси. С этой страной меня многое связывает, в том числе воспоминания покойного отца‑фронтовика, который участвовал в освобождении Минска. Помню, как он рассказывал: «Я многое повидал на войне. Но самое страшное, что увидел, — разрушенный Минск…» Мог ли он когда‑нибудь представить, что спустя почти 80 лет я, его сын, буду стоять на сцене в этом прекрасном городе и на меня будут смотреть сотни глаз… Я никогда не считал Беларусь вторым домом. Это мой первый дом — такой же, как и Россия. Поймите правильно: я советский человек, проходил службу в рядах Советской армии, давал присягу не только России, но и другим советским республикам. Поэтому не воспринимаю Беларусь как чужую страну. Для меня вы всегда были, есть и будете близкими и родными.

Кино с надеждой

Снять приключенческий детектив Шахназаров, как оказалось, мечтал много лет. Более того, все это время он вынашивал идею сделать картину по очеркам Владимира Гиляровского — известного литератора начала XX века, фельетониста, журналиста, автора книги «Москва и москвичи».

— Я почему‑то никогда не снимал легкое увлекательное кино, но всегда очень хотел. Причем основанное на творчестве Гиляровского. Это исключительная, хотя, возможно, и несколько подзабытая фигура в русской литературе. В одном из очерков книги «Москва и москвичи» Гиляровский описывает жизнь самого криминального и мрачного района Москвы того времени — Хитровки. Там собирались грабители, босяки, профессионально работали нищие и попрошайки… И как‑то незаметно идея снять кино по Гиляровскому совпала с решением соединить очерки Владимира Алексеевича с книгами Артура Конан Дойла и идеями Константина Станиславского… Так появилась наша «Хитровка». Это фильм, где много юмора и наконец‑то (что для меня особенно важно!) хороший финал. А то последнее время в моих картинах с хеппи‑эндом что‑то не складывалось… Впервые я сделал картину, финал которой внушает надежду.

Большому актеру — большое плавание

Коллег Карен Георгиевич предпочитает не обсуждать, но о Михаиле Пореченкове — исполнителе роли Гиляровского в «Хитровке» — умолчать все же не смог:

— Он единственный, кого я утвердил без проб. Во‑первых, потому, что Миша — прекрасный актер. И во‑вторых, он очень похож на Владимира Алексеевича, только ростом повыше. Все остальные артисты проходили пробы, это был долгий и мучительный процесс. Мне очень хотелось, чтобы обязательно присутствовал элемент внешней схожести. При этом состав получился действительно звездный: Костя Крюков получил роль Константина Станиславского, Саша Олешко — Немировича‑Данченко, а Иван Колесников сыграл Антона Павловича Чехова. Однако не стоит воспринимать эту киноленту как биографическую драму, все происходящее на экране — исключительно наша фантазия.
…Знаете, не только у меня учатся артисты, я тоже у них постоянно чему‑то учусь. Армен Джигарханян, Володя Меньшов, Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев, Жора Бурков, Саша Панкратов‑Черный, Наташа Гундарева, Инна Михайловна Чурикова — было огромным счастьем с каждым из них работать. С большими актерами всегда легко. 
Они никогда не говорят много слов, не требуют сверхзадачи. Потому что большой артист — это в первую очередь художник, у которого есть свой взгляд. И если ты приглашаешь его в картину, подразумевается, что работать будешь в первую очередь с художником. И действительно, все эти артисты привносили в мои фильмы такие вещи, о которых я изначально даже не помышлял.

Арт или бизнес?

К слову, делить фильмы на коммерческие и те, что сняты во имя искусства, Шахназаров не любит. Говорит, что для него любое кино априори должно быть искусством, то есть сделанным искусно и профессионально.

— Разделять кино на артхаусное и зрительское начали где‑то в 1990‑х. В моей молодости такого понятия, как артхаус, вообще не было. И это правильно. Когда Федерико Феллини снимал «Дорогу» или «Ночи Кабирии», он разве думал об этом: вот этот фильм — для зрителей, этот — для критиков? Нет, он снимал кино для всех. Кино не существует без зрителя. Более того, лента начинает жить не тогда, когда мы заканчиваем ее на студии, а когда она встречается со зрителем. Снять любой фильм, поверьте, очень сложно. Это тяжелый процесс, требующий огромного количества стальных нервов и энергии. И я ничуть не преувеличиваю. Как сказал один классик (и я с ним полностью согласен!), чтобы сделать кино, следует приложить массу усилий. А самое главное усилие нужно приложить к тому, чтобы зритель их не увидел.

Новая реальность

В отличие от многих режиссеров советской закалки Карен Шахназаров не отрицает: технологии медленно, но верно меняют киноиндустрию. И нет смысла отрицать: кинематограф сегодня — один из самых передовых видов искусства. В какой‑то момент технологичность чуть не дошла до крайности, когда выяснилось, что абсолютно все, что видно в кадре, можно нарисовать с помощью компьютера. К счастью, программы пока не способны полностью обмануть зрителя: заснеженный лес или глубокий космос, созданные алгоритмами, уже не вызывают у зрителя подозрений, но как только на экране появляется компьютерное человеческое лицо, зритель сразу же замечает подделку.

— Технологии в кино сейчас имеют огромное значение. И с этим ничего не поделаешь. Они дают новые возможности, поэтому отменять их бессмысленно. Там, где это нужно, пользуюсь компьютерной графикой. Например, она прекрасно позволяет вычищать кадр. Можно снимать в современном городе и чуть позже убрать на компьютере, допустим, наружную рекламу. При этом все равно предпочитаю кино, сделанное вживую. Когда снимал «Белого тигра», в кадре все было по‑настоящему: взрывы, выстрелы, разбитая военная техника… И зритель, я уверен, это сразу увидел. Я, например, прекрасно вижу, когда в фильме использована компьютерная графика. Поэтому если ее и применять, то творчески и очень аккуратно.
Фильм «Хитровка. Знак четырех» можно посмотреть в кинотеатрах Минска до 24 мая.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter