«Я не умер, чтобы жить!»

Инвалид-колясочник  Алексей  Талай  считает,  что  жалость  убивает

Инвалид-колясочник  Алексей  Талай  считает,  что  жалость  убивает 

Каждый из нас строит свою жизнь, ориентируясь на собственные желания и возможности. Один стремится к карьерному росту, другой топит беду на дне стакана, кого-то ломают первые трудности в жизни. Непростая судьба 24-летнего оршанца Алексея Талая – инвалида-колясочника первой группы – заставляет поверить в себя, в свои силы и простое человеческое счастье не только тех, кто физически ограничен в возможностях, но и полноценных в нашем понимании людей. 

Алексей родился в Орше в 1983 году. Окончил среднюю школу, поступил в Оршанский техникум железнодорожного транспорта. Однако закончить это учебное заведение и получить соответствующую специальность Алексею не удалось… 

Накануне Дня Победы – 8 мая 1999 года – парень поехал в деревню, чтобы поздравить своего деда-ветерана с наступающим праздником. Выйдя во двор, Алексей увидел клубы дыма с северной стороны дома. Так бывало часто: дети со всей округи приходили на поля, граничащие с участком деда, и поджигали сухую траву. В этот раз дым был слишком близко к сараю, и парень решил посмотреть, что там происходит. Подойдя к костру, Алексей попросил детей разойтись и закончить «веселье», а сам стал раскидывать и тушить костер. В момент, когда он ударил палкой по чему-то тяжелому, прогремел взрыв... 

Взрывной волной парня отбросило на три метра. Лежа на спине, Алексей попытался подняться. Но руки как будто проваливались куда-то сквозь землю. Он не мог понять, что произошло, ведь каждый палец отчетливо чувствовался. Посмотрев туда, где совсем недавно были его родные руки, он с ужасом понял: их уже нет. С ногами тоже творилось что-то неладное. Оказалось, они… держались на одних сухожильях. В тот момент чувства 16-летнего парня описать было невозможно, ведь его жизнь только начиналась. 

Подоспевший сосед отвез истекающего кровью парня в близлежащую больницу. Был выходной день, но врачи постарались сделать все, что от них зависит. Удивительно, но с момента трагедии Алексей все время находился в сознании. Родственникам медики говорили, что парень до следующего дня не доживет. Однако Алексей оказался живучим. После многочасовой операции он неделю провел в реанимации, а когда началась газовая гангрена, его перевезли в бокс для умирающих. Назло всем неутешительным прогнозам Алексей был уверен, что выживет. 

На двенадцатый день в больницу, где он лежал, приехал известный профессор Николай Абрамов из Минского военного госпиталя, спасший жизни многим воинам-«афганцам», медик с золотыми руками. Он взял на себя ответственность за жизнь Алексея и увез его к себе в госпиталь. В тот же день была проведена 7-часовая операция, которая прибавила парню шансов на выживание. После этой операции в течение полутора месяцев каждый второй день проводились многочасовые операции, которые сменялись процедурами в барокамере. 

Родной дом Алексей увидел спустя три месяца после трагедии. Тогда и пришло осознанное понимание всего произошедшего. Как дальше жить? Быть обузой до конца жизни близким? Это не в характере парня, и он начал новый виток борьбы за выживание. На момент трагедии он жил на пятом этаже, родители и друзья вечерами на руках выносили парня на свежий воздух, днем он не показывался на людях, боясь реакции окружающих и излишнего внимания к себе. Вскоре в Оршу к Алексею приехали ветераны-«афганцы» из Минска, которые поддерживали семью Талая в трудное для них время. Примером в борьбе за жизнь для Леши стал один из этих «афганцев» – Николай Капарихо, который лишился на той войне рук и ног, но благодаря своей силе воли смог выстоять. Не остались в стороне и городские власти. Тогдашний председатель Оршанского горисполкома Валентин Мойсеюк приложил все усилия для того, чтобы семья переехала жить в другую, переоборудованную под инвалидную коляску квартиру, расположенную на первом этаже и имеющую специальный пандус для отдельного въезда в квартиру. Соседи по дому приняли новую семью доброжелательно, предлагали любую помощь и, что было немаловажным, не докучали вопросами о случившемся. 

В 2000 году Алексей впервые поехал в Германию на протезирование и получил там временные (детские) протезы. Срок их эксплуатации уже давно вышел. Теперь они сиротливо стоят в углу одной из комнат. Поэтому Алексей передвигается вне дома на механической коляске, а по квартире – на культях ног, и, следует отметить, довольно быстро. Кроме этого, он без посторонней помощи пользуется мобильным и домашним телефонами, работает на компьютере, обслуживает себя сам. За годы, прошедшие с момента трагедии, никто не видел его в подавленном состоянии. 

В 2003 году Алексей познакомился со своей будущей супругой. Молодая симпатичная девушка увидела в парне сильную личность. Через полгода они сыграли свадьбу. Сегодня у них подрастает двое замечательных ребят – 4-летний Марк и 2-летний Владислав. Супруга Алексея успешно совмещает воспитание детей, работу, заботу о муже, помогает ему во всех его начинаниях. 

Скромный семейный бюджет, состоящий из небольшой пенсии Алексея и зарплаты жены, а также наличие двоих маленьких детей заставили его принять единственно правильное решение – заняться бизнесом. Первые попытки в этом нелегком деле были неудачными. Но Алексей не сдавался. Посоветовавшись с женой и родителями, встретившись с руководством Оршанского гор-исполкома, парень решил строить в центре города электронно-пневматический тир. Признаться честно, немногие верили в то, что ему это удастся, но парень самостоятельно нашел специалистов, которые разработали проектно-сметную документацию. Было нелегко, но моральная поддержка жены и близких людей, помощь нынешнего председателя горисполкома Валерия Шабодалова сделали свое дело: Алексей упорно продвигался к поставленной цели. Делает это и до сих пор… 

Отличительная черта характера Алексея в том, что он не любит, когда его жалеют. Парень убежден, что жалость убивает в человеке личность, в результате чего трудно вновь поверить в себя. Также Алексей считает, что помощь, оказываемая таким людям, как он, должна быть направлена на определенные позитивные цели, поставленные перед самим собой инвалидом. Только так человек с ограниченными возможностями сможет адаптироваться в жизни. 

А еще Леша поделился со мной своей заветной мечтой: найти красивое место, где будет радоваться душа, посадить там сад с красивой декоративной растительностью и построить небольшую сказочную избушку. 

Хочется надеяться, что Алексей претворит в жизнь все свои начинания и останется такой же сильной личностью, подавая пример стойкости всем нам. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter