«Я не милашка…»

Главное для автостопщика — встретиться глазами с водителем

«Да что ты будешь стоять на ветру, мерзнуть и жалобно смотреть вслед уходящим машинам!» — вечно ругают меня за приверженность к автостопу подружки — завсегдатаи ночных клубов и SPA-салонов. Это ошибочное мнение. Главное — встретиться глазами с водителем. Тогда эффект обеспечен: почти всегда машина останавливается. Но за рулем всегда абсолютно разные водители. Можно выделить несколько основных типов.

«Бизнесмен»

Главная особенность автостопа во всем мире — это явление бесплатное. Но только не в Беларуси. У нас считается нормой отблагодарить водителя «пятеркой». И хорошо, если одной. Причем водитель сам не забудет об этом позаботиться. Хорошо, если в начале пути. Например, те студенты, кто постоянно ездит из Минска в Могилев, расстаются где-то с 20 000 рублями в обе стороны. Если поймал машину один — 7—10 тысяч рублей, на двоих обойдется в 15 000. Дешевле маршрутки и быстрее поезда.

Но тогда не называйте это словом «автостоп». Из-за этого появилась отдельная категория автомобилистов, которые таким образом пытаются подзаработать или хотя бы «отбить» стоимость бензина. И на вопрос: «А доедем до ...?» — они с улыбкой отвечают: «Доедем. За … тысяч».

Один мой знакомый, двухметровый рокер с шикарной шевелюрой, больше 5 лет ловит на трассе машины. Однажды возле него остановился BMW последней модели. Тонированное стекло бесшумно опустилось, и послышался голос: «Привет… Работаешь, милашка?..» — «Я не милашка. И я не работаю», — пробасил молодой человек и зашагал быстрее. BMW рванул с места с космической скоростью…

«Экскурсовод»

После недели скитаний по лесам у нас окончательно сели телефоны и, что еще печальнее, фотоаппараты. Ближайшие блага цивилизации в Миорах, а это 30 километров пешком. По дороге нас подобрал зеленый «москвич». Разговорчивый водитель похвастался: машина 1979 года выпуска, а никогда не ломалась! В этом году справляли 30-летний юбилей верного авто. Мы искренне удивились: вон, мол, как раньше делали, не то, что сейчас. Через 4 часа водитель собирался ехать обратно. Это нас устраивало. Обменялись телефонами. Мы прождали 8 часов. Телефон не отвечал. Темнело, пошел дождь. Вспоминая водителя недобрым словом, мы побрели на трассу. И тут долгожданный звонок:

— Девчонки, вы сглазили: машина сломалась.

Все это время наш водитель пытался ее починить и не слышал наших звонков. В качестве компенсации за дождь и часы ожидания он отвез нас в соседнюю деревню под названием Иказнь, где провел половину своей жизни. Показал красивый костел, развалины замка Сапегов, рассказал историю названия деревни… Где бы мы столько узнали?

«Учитель»

Есть категория водителей, которые останавливаются и подбирают попутчиков только ради того, чтобы они не сели в неблагополучную машину. И учат своих пассажиров уму-разуму, как собственных детей.

— И не страшно вам, девушки, садиться в машину к двум мужчинам, у которых лица на все переднее стекло?

— Страшно.

— А чего ж садитесь?

— Так доехать надо…

На последний вопрос мы отвечали, уже усевшись на заднее сиденье. Подъехать до очередного города нужно было всего 25 км, но лекций у наших шоферов в запасе было на все 225. Оказалось, они работают в отделе по делам несовершеннолетних. Воспитательная беседа на тему «Как не садиться к незнакомым в машину» была обеспечена. Потом нам по буквам продиктовали фамилии всех убийц, маньяков и грабителей и благополучно отпустили.

Мы вышли бледные и по-настоящему напуганные. Но обратно опять поехали по старой схеме…

Я объехала автостопом пол-Беларуси и никогда не стояла на трассе больше 10 минут! Это факт. С пересадками, не всегда в кожаном салоне с кондиционером, но ехала. Целая и невредимая.

Когда рюкзак больше туриста

Объемный багаж — минус при ловле попутных машин. Мы выбирались из Браслава с огромными туристскими рюкзаками, которые начинались выше головы и заканчивались ниже коленей.

— Нет, я вас к себе в машину с такими баулами не пущу! Просто хотел посмотреть на лица таких сумасшедших туристов, — на лету проговорил водитель и поддал газу.

— Вы что, девчата, убили в лесу медведя и запаковали добычу в рюкзаки? — наконец остановился водитель «ауди». — Сегодня у меня командировка в Глубокое, а завтра подвезу вас и до столицы.

— Нет. Нам нужно срочно-срочно…

Помолчав с минуту, наш водитель сделал несколько звонков по мобильному. Проблема решена: его напарник едет в Минск как раз сегодня. В условленном месте, на выезде из Глубокого, как ценный груз, нас передали в другую машину. До столицы мы домчались без остановок всего за два с половиной часа.

Делать прогнозы по поводу удачного «лова» очень сложно. Не всегда в пятницу вечером машина найдется быстрее, чем в понедельник в обед. Трудно угадать с днями, часами и даже местом для удачного автостопа.

Машина проезжает раз в две минуты. Мы идем вперед. По закону подлости, как только дорога поворачивала вправо, вдалеке показалось сразу несколько машин. А на повороте останавливаться нельзя. Но так жаль было упускать потенциальный транспорт! Недолго думая, мы вытянули вперед руки. Машина сбросила скорость. На борту светится надпись «Госнадзор». К горлу подступает комок. «Да, остановили машинку…» — ругаем себя и этот поворот. Оказалось, зря. За веселыми разговорами нас довезли до нужного места и даже накормили.

У людей для выхода на трассу две основные причины: отсутствие денег и желание путешествовать. В моем случае эти две причины объединены. Когда у меня будет машина (а я верю – она будет), буду останавливаться и подвозить всех, кто идет вдоль дороги. И не важно, что привело их на трассу.

На снимке: автор материала во время своего путешествия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter