«Я не люблю слово «толерантность»

В послужном списке нашего гостя много записей — с разными датами, географическими координатами и видами деятельности...
В послужном списке нашего гостя много записей — с разными датами, географическими координатами и видами деятельности. Но Франклин Шварц, директор департамента по международным связям Международного общественного объединения «Волюнтас» и председатель его Британского отделения, по большому счету, никогда не изменял однажды выбранному курсу: открывать в людях человеческое начало, а в окружающей действительности — гуманистическую доминанту. Звучит несколько патетически? Возможно. Но суть–то именно такова.

По образованию Фрэнк — историк. Окончив Оксфорд, работал в британском парламенте. Десять лет назад получил предложение сопровождать человека, намерившегося составить лингвистический атлас языка идиш в Беларуси и Литве: у Фрэнка хорошие исследовательские навыки, к тому же он много лет профессионально занимался фотографией. Деловое сотрудничество с тем английским джентльменом оказалось не самым удачным. Но во время поездки Фрэнк открыл для себя нечто более увлекательное — богатую и глубокую белорусскую историю, которую принялся с интересом исследовать. И сделал тогда первый важный вывод: наша страна населена различными этническими группами, которые, несмотря на особенности, сильно интегрированы.

Фрэнк видел потребность в гуманитарной поддержке нашей страны и одновременно отмечал: люди здесь никогда ни о чем не просили. Они сами искали пути решения проблем. Причем эти решения практически всегда находились, только иногда требовалась небольшая дополнительная поддержка извне. С помощью Фрэнка в Беларуси началась работа по программе помощи семьям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями развития.

— По этой методике мы начали работать в 2002 году, она адаптирована к белорусским условиям. На запуск пилотного проекта ушло три года. В Британии такой процесс занял 12 лет.

— Но говорят — наша бюрократия...

— Каждая страна «гордится» тем, что у нее самые плохие чиновники. А если серьезно, в целом белорусская административная система не ставит целью возводить преграды и препоны. Да, есть требования, но если рассматривать их непредвзято, они логичны. Мы привлекли гуманитарную помощь на значительные суммы и ни разу не столкнулись с элементами коррупции или нечестности. Во многих отношениях Беларусь является образцом для других стран.

Во время нашего разговора у гостей несколько раз звонил телефон. Фрэнк извинялся: это еще одна сторона работы — привлекать людей в Беларусь. Потому что сегодня, считает он, единственный способ узнать, как на самом деле живет страна, – приехать и увидеть ее своими глазами.

— Буквально вчера, — рассказывает супруга Фрэнка Галина, — встречались с британской парой, приехавшей изучать белорусские болота. Они погуляли по Минску, зашли в парк, ресторан и были приятно удивлены: красивый, чистый город, люди, доброжелательно относящиеся к приезжим.

На визитке Фрэнка по–английски написан девиз его организации: «Помогая другим, помочь самим себе». Он старается нигде и ни в чем не отступать от него. А еще считает, что этот девиз отражает и некую сущность нашей страны, потому что здесь по нему живут уже очень давно. «Беларусь исключительно интересна!» — подчеркивает наш гость.

— Господин Шварц, какой видится вам национальная политика в нашей стране?

— Начну издалека. Мы работаем совместно с профессором из США Барбарой Эпштейн, которая пишет книгу о сопротивлении в Минском гетто во время гитлеровской оккупации. И вот к какому выводу пришли: гетто в Минске совершенно уникально по сравнению с существовавшими в Польше и Литве. В нем возникла подпольная организация, тесно связанная с городскими подпольщиками, и велось целенаправленное спасение евреев, чего не было нигде.

Вообще, я не люблю слов «сосуществование» и «толерантность». Потому что они подразумевают необходимость вынужденно терпеть друг друга. К Беларуси подобное неприменимо. Здесь я не вижу тех, кого «терпят», и тех, кто «терпит». Люди просто живут вместе. И в этом принципиальное отличие от других стран. Таков мой ответ на поставленный вопрос.

Действительно, Фрэнк Шварц много ездит по Беларуси, у него накопилось немало любопытных жизненных наблюдений. «Здесь люди гордятся своими национальными и этническими корнями, — замечает он, — и не боятся заявить о них».

— К нам нередко приезжают гости, у которых прослеживаются местные еврейские корни. Для них важно найти могилы предков, обычно в маленьких местечках. И мы едем туда. Останавливаем первого попавшегося местного жителя и просим подсказать, где жили евреи и размещалось их кладбище, или назвать старожила с хорошей памятью.

И всегда происходят две вещи. Первое: наши гости, до того побывавшие в Польше или Литве, настораживаются, словно боятся чего–то, ждут отрицательной реакции. И второе: чуть ли не вся деревня или местечко выходит и начинает нам помогать. Более того, приглашают в дом, накрывают стол в духе традиционного белорусского гостеприимства со всеми «вытекающими и булькающими» последствиями. Так что в Беларуси, скорее, надо опасаться похмелья, а не антисемитизма.

За то время, что мы здесь работаем, у нас сложились самые тесные и теплые связи с татарской общиной, с Белорусской православной церковью. В один из непростых моментов нам оказал поддержку сам митрополит Филарет. Считаю, это тоже свидетельство здоровых межнациональных отношений в стране.

Кстати, председателем белорусского «Волюнтаса» мы выбрали казака — более того, казачьего генерала.

В течение четырех лет наша организация привлекает в Беларусь студентов–волонтеров для работы на старых еврейских кладбищах. Молодые люди разных национальностей, вероисповеданий и даже рас приезжают с огромным интересом и удовольствием. Несколько лет назад американские студенты из Дартмундского университета побывали в Индуре. Учитывая, что кладбище еврейское, в субботу объявлялся выходной. Зато работали в воскресенье. Представьте: священник местной церкви в воскресенье специально заканчивал службу пораньше и просил приход помочь ребятам. Для западных студентов это стало по–настоящему серьезным уроком.

Кроме того, сложилась традиция, когда студенты, хотя живут в гостинице, на одну ночь обязательно остаются в белорусских семьях, общаются с местными жителями, молодежью — иногда даже не зная языка. И расстаются с гостеприимными хозяевами всегда со слезами признательности.

Вообще, я считаю, современная Беларусь дает отличные возможности для возрождения культурных еврейских традиций. В стране существуют религиозные и нерелигиозные еврейские организации. И каждой находится место в общественном процессе.

— Как вы оцениваете возможность паломнического туризма в Беларусь?

— Очень перспективен туризм по местам, связанным с историей семей. Насколько мне известно, в Литве около 30 процентов составляет именно еврейский туризм — примерно 100 тысяч человек в год. Это в основном не религиозные люди, а любители генеалогии. Они ищут «корни». И это то, что можно развивать в Беларуси.

Безусловно, надо существенно улучшать туристическую инфраструктуру. Но главное, как мне кажется, — предоставлять правдивую и подробную информацию о стране. А то в одном туристическом издании прочли «Беларусь — это как прокисшее молоко, только попробовав которое, ты можешь понять, насколько оно плохое». И прочая всякая глупость. Когда туристы из Соединенных Штатов собираются сюда, им выдают инструкцию: надо сделать прививку, воду нельзя пить и тому подобное. Но те, кто приезжает, обычно возвращаются с очень хорошими впечатлениями. И даже каких–то неудобств не замечают, потому что основная ценность здесь — гостеприимные, общительные люди. Кроме того, существует еще одно важное обстоятельство: в Беларуси абсолютно безопасно.

— В вашей белорусско–британской семье присутствует элемент национальной политики?

— В любой семье, независимо от национальностей, случаются моменты, когда нужно притвориться, что ты глухой...

А если серьезно, нас очень объединяет то, что мы оба любим Беларусь. Моя мать, ленинградская блокадница, большую часть времени проводит с нами. И наши дети — дочери 23 года, а сыну — 20 — связывают свою жизнь с Беларусью, никуда уезжать не собираются. Они видят, что нужны стране, которая верит в гуманистическое развитие, не отрицая при этом материального благополучия граждан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter