«Я не Колумб…»

Профессор Рассадин раскопал неизвестный белорусский город

Сергей Рассадин Америку не открыл, но отыскал неизвестный белорусский город Казимир, имевший Магдебургское право, и место, где находился Шатилинский остров

Профессор Рассадин (на снимке) переписывает историю Беларуси. Не каждый отважится на столь смелый шаг. Но Сергей Евгеньевич, рискуя прежде всего своей научной репутацией, однажды ввязался в это дело и уже не может остановиться. Еще в 2001 году он объявил о находке документа, подтверждающего существование в XVII веке на территории современного Светлогорского района города Казимира, обладавшего Магдебургским правом. Тогда это были слова. Сегодня у него есть документальные подтверждения существования не только Казимира, но и Шатилинского острова. Несколько лет назад Рассадин, как мальчишка, ввязался в раскопки и с тех пор при первой же возможности мчится в Светлогорск. Профессор и сейчас в экспедиции. Практически каждый день приносит новые открытия.

— Сергей Евгеньевич, вы уже столько лет работаете в Светлогорске, неужели еще не все откопали?

— Сейчас вплотную занялись Шатилками. Это масштабный проект, который осуществляем поэтапно. Как любое большое дело, он идет нелегко. Задача нынешнего года — закончить первую фазу, археологические раскопки, цель которых — изучение культурного слоя. Затем перейдем ко второй — проектированию усадьбы. На третьем этапе должна появиться копия комплекса, существовавшего там в XVI—XVII веках. Это был укрепленный жилой комплекс, в центре которого стоял дом, рядом с ним вспомогательные постройки. Там жили не какие-то паны-эксплуататоры, а воины-земледельцы, вроде испанских идальго. Они собственным трудом обеспечивали свое существование и одновременно несли воинскую службу в пользу государства. По соседству жили простые крестьяне, которые вместе с паном пахали землю. У Владимира Короткевича в романе «Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi» есть такие герои.

— Как удалось отыскать место, где находилась усадьба?

— Его искали еще в конце 90-х годов. Благодаря местным краеведам на площади в Светлогорске появился памятник первому жителю Роману Шатиле, владельцу усадьбы, упомянутой в письменных источниках еще в 1560 году. Но где именно она находилась, никто не знал. Бытовало много различных версий. В 2006 году наши долгие поиски увенчались успехом. Было установлено предварительное местонахождение. Показав пальцем, что именно здесь надо вести исследования, я рисковал многим. Ведь это проект, который поддержали не только местные власти, но и руководство области. Мы привлекли учащихся индустриального колледжа. Нельзя было впустую потратить такие ресурсы. Но, слава богу, получилось все еще лучше, чем я ожидал. Потому что, кроме материалов XVI века, выявили отличный древнерусский слой. Это дает повод говорить, что сегодняшний промышленный Светлогорск берет свое начало от древнерусского поселения, которое имело глиняную печь-домницу — сооружение для изготовления железа. Мы нашли не только железные заготовки, но и остатки этой печи, другие предметы, которые сейчас хранятся в местном краеведческом музее. Все это дает основание говорить, что это поселение появилось еще до монгольского нашествия и лишь в XVI веке попало на страницы письменных источников. Там оно называется Шатилинский остров. Это участок земли, гора, возвышающаяся над рекой Березиной.

— То есть сегодня можно говорить, что Светлогорск — один из самых древних городов Беларуси?

— Светлогорск считается молодым городом, он основан в 1961 году. И все думали, что он не имеет никакой истории. Я отыскал указ Верховного Совета БССР, в котором в первом пункте значится: «Г.п. Шатилки преобразовать в город». Во втором пункте: «Переименовать… в Светлогорск». Понимаете, в чем дело? Современный Санкт-Петербург переименовывали много раз, но дата основания у этого города одна. То есть, по сути, надо считать, что Светлогорск был основан в 1560 году, как это значится в древних источниках. Конечно, возможно, будут обнаружены и более ранние документы.

Для нас важно, что письменные источники получили материальные подтверждения: обнаружен памятник соответствующего возраста. Сейчас смешно слушать утверждения о том, что якобы этот остров потерян, смыт рекой.

— Какие конкретно подтверждения вы нашли?

— Я считаю, что раскопано около половины существовавшего поселения. Не уверен, что найдем и вторую часть. Обычно исторические центры нарушены поздней застройкой. Предполагаю, что часть поселения была разрушена во время строительства Светлогорской ТЭЦ. Но ядро города сохранилось.

Эта усадьба была станцией для обозной торговли. В то время большое значение имел так называемый Горвальский тракт, начинающийся от Бобруйска. Почему я придерживаюсь такого взгляда? Во-первых, об этом свидетельствует разнообразие находок, в том числе турецких и иных нетрадиционных для наших мест. Во-вторых, известно, что в Шатилках существовал «мытный страж», или, как сейчас говорят, таможенный пост. Поэтому не случайно в начале XVII века в Шатилках построили костел, железнодорожную станцию.

— То есть сегодня вы со стопроцентной гарантией можете утверждать, что нашли два древних поселения?

— Конечно, в вопросах раскопок исторического ядра Светлогорска и неизвестного города Казимира есть недоброжелатели, которые пытаются ставить палки в колеса. Но уверен, что иду правильным путем. Мне даже удалось найти в архиве список жителей Казимира. Что касается Шатилок, то там тоже множество подтверждений. В музее оформлена очень интересная витрина: с одной стороны фрагмент портрета английского короля Карла I с серьгой в ухе работы Ван Дейка, с другой — точно такая же серьга, которую мы нашли во время раскопок. Есть и другие интересные находки, например кавалерийская шпора XVI—XVII веков, детали конской упряжи.

Нет никаких сомнений в правильности предварительных выводов. Сейчас у нас другое на уме. Совсем недавно состоялась встреча с руководством города с участием общественности, на которой обсуждалось, как правильнее восстановить усадьбу. Прозвучала хорошая мысль: надо даже в мелочах выдержать подлинность. Например, стоит отказаться от современной строительной фурнитуры в пользу кованного гвоздя.

— А на этой самой встрече не обсуждалось переименование Светлогорска?

— Это очень сложный вопрос. Я здесь всего лишь наблюдатель, хотя и являюсь автором научной идеи. Если будет на то воля народа, почему бы и нет? Но, с другой стороны, надо понимать, что нельзя ставить знак равенства между днем сегодняшним и XVII веком. Нельзя из истории делать балаган, маскарад.

— Тем более, насколько я понимаю, у Светлогорска очень запутанная история. Его ведь можно назвать не только Шатилками, но и Казимиром. Последний находился в нескольких километрах от современного города, имел Магдебургское право…

— Между Шатилками и Казимиром менее пятидесяти километров. Это дает основание полагать, что каким-то образом они были связаны. Думаю, они могли обмениваться продукцией. Ситуация действительно сложная: как нам распорядиться таким наследием? Ведь у города было Магдебургское право! Хотя и сегодня многие не хотят в это верить. У меня есть благословение владыки Филарета на раскопки в Казимире. Собираюсь взяться за останки церкви. Главное, мне удалось найти список жителей древнего города. Я как-то зашел в Светлогорский индустриальный колледж, где проходило тестирование. Увидел список и удивился: там была почти половина фамилий жителей Казимира: Кныш, Новик, Мироненко и т.д. Некоторые исследователи пытались утверждать, что город был основан поляками. Но имена и фамилии дают основания полагать, что это белорусы. Более того, могу говорить об этом со стопроцентной уверенностью: мы задействуем современные методы исследования, например ДНК-анализ и т.д.

Мы пережили тяжелую эпоху переименований. И я считаю, что Казимир должен остаться Казимиром, Светлогорск Светлогорском, а Шатилинский остров Шатилинским островом. Надо уважать прошлое. Например, в Светлогорске не торопятся переименовывать улицу Советскую, которая проходит по старым Шатилкам. Предлагается просто повесить табличку, которая будет свидетельствовать, что это бывший Горвальский тракт. Важно искать и обретать корни. Не считаю себя Колумбом. Все мои находки и открытия спонтанны, к тому же в этом большая заслуга и других людей.

— Сергей Евгеньевич, почему вы взялись именно за Светлогорск?

— Случайность. В 2001 году в Варшаве, куда меня пригласили читать лекции по геральдике, нашел никому не известный привилей «Магдебургское право неизвестному городу». Я достаточно быстро локализовал этот город на Светлогорщине: указал, что он может быть на территории деревни Королевская Слобода. Не собирался вести там раскопки. Но человек предполагает, а Господь располагает. Один мой бывший студент, который закончил вуз еще двадцать лет назад, узнал о моей находке и заманил к себе в Светлогорск. Так Маслюков и Романцов вовлекли меня в раскопки. Они сами там что-то искали. Не знаю, как это получилось, но я зашел в один огород в Королевской Слободе, где росла картошка, и увидел там фрагменты керамики XVII века. На мои отпускные мы втроем тогда организовали экспедицию, раскопали двенадцать квадратных метров. Сомнения исчезли сразу: это был тот самый Казимир. Благодаря руководству района организовали настоящую экспедицию. После этого представители власти попросили меня заняться и Шатилками. Я долго там нарезал круги, пока нашел место, где располагалась усадьба.

— На примере Светлогорска можно говорить, что и другие белорусские города наверняка имеют свои неразгаданные тайны?

— Не просто можно, а нужно говорить. Надо искать. Уверен, что в будущем нас ожидает множество открытий. Трафаретная история, написанная во времена воинствующего атеизма, не совсем соответствует действительности. Этот год объявлен Годом родной земли. Для жителей Светлогорска это не пустые слова. Там историей заболели все: начиная с председателя райисполкома и заканчивая девятилетним мальчишкой, который ежедневно приходит на раскопки. Главное, найти энтузиастов. Где нет равнодушия, там есть результат. А одно открытие является основанием для другого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter