«Я не чувствую возраста…»

81-летний  профессор  Анатолий  Головко  в  душе  остается  подростком

81-летний  профессор  Анатолий  Головко  в  душе  остается  подростком

Именно так говорит о себе доктор юридических наук, академик Международной академии организационных и управленческих наук и Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, профессор Анатолий Головко. Может, именно поэтому он, а Анатолию Александровичу уже 81 год, продолжает активный образ жизни: пишет книги, возглавляет научно-консультативный совет при Конституционном суде Республики Беларусь, входит в состав трех специализированных советов по защите диссертаций. 

Родился Анатолий Александрович в поселке Алексеевка Белгородской области, образование получил в Харьковском юридическом институте, а пригодился, как говорится, в Беларуси. После окончания аспирантуры он приехал работать в Минск да так здесь и остался. 

Хотя и до этого судьба знакомила его с Беларусью. Правда, когда в составе 331-й стрелковой дивизии Третьего Белорусского фронта он освобождал Дубровно, не думал, что станет почетным гражданином этого городка. Или когда его взвод 3 июля 1944 года в числе первых ворвался в Минск в районе парка Челюскинцев, он даже и не догадывался, что здесь пройдет большая часть его жизни. Еще до войны его старшая сестра дружила с девочкой из Минска, которая подарила ей открытку с изображением Театра оперы и балета. «Когда я увидел среди руин столицы это величественное здание, оно показалось мне еще прекраснее, чем на фото. Я порадовался, что такую красоту почти не тронула война», — вспоминает Анатолий Александрович. 

Анатолий Головко не ждал, когда его призовут в армию, сбежал на фронт из дома шестнадцатилетним пареньком в 41-м мстить за старшего брата, погибшего при обороне Таллина. После ранения Анатолия направили в Семипалатинское военное пехотное училище. Учитывая боевой опыт, там его сразу назначили помощником командира взвода. Вскоре 2-й батальон училища был направлен в воздушно-десантные войска и переведен в Щелково под Москвой. На четвертый день Анатолий уже прыгнул с парашютом. После краткого обучения 3-й воздушно-десантной бригаде предстояло захватить плацдарм южнее Киева, на правом берегу Днепра… 

9 Мая 1945 года гвардии старшина Головко встретил в Австрии. Правда, находившимся здесь солдатам было не до празднования победы: они еще воевали. Бои закончились только через несколько дней после официально объявленного конца войны. Участвовал он и в знаменитом Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня. 

— Отбирались участники для него очень тщательно. Добирались мы до Москвы медленно, опасаясь заминированных участков железной дороги. Поезд шел со скоростью не более 20 километров в час. Встречали нас всюду как героев, радости не было границ. 

Мама как-то потом спросила его про Парад Победы, особенно ей интересно было знать, какой Сталин. «Мне он показался каким-то на удивление сухеньким и бледным», — ответил сын. Мама испугалась и просила Анатолия никому об этом не говорить, да и сама больше не расспрашивала...  

После Парада Победы вернулся в Вену, но ненадолго. Однажды ночью двадцатилетнего парня вдруг парализовало. Его срочно положили в госпиталь, а затем комиссовали и отправили домой. В Алексеевку вернулся с орденом Отечественной войны первой степени, тремя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу», 18 другими медалями и… инвалидностью второй группы. Военную карьеру продолжать было невозможно по состоянию здоровья, да он никогда и не мечтал быть военным. 

Встал вопрос выбора профессии. Отец настаивал на медицине: мол, будешь лечить сам себя, но Анатолий решил стать юристом. 

Жену себе Анатолий нашел все в той же родной Алексеевке. На новое место, в Минск, молодые уже приехали вместе. Родился сын, которого Анатолий Александрович старался воспитывать так, как когда-то его воспитывал отец. Всегда сам ходил на родительские собрания в школу – очень ему было приятно, как хвалят учителя сына. Потом появились внуки. Нина Викторовна тоже работала в БГУ, до выхода на пенсию она была доцентом кафедры русской классической литературы. 

Анатолий Головко 27 лет возглавлял в БГУ кафедру государственного права. Работал в Литве, Польше, Болгарии. Несмотря на то, что все студенты в странах соцлагеря знали русский язык, старался везде читать лекции на родном языке студентов: белорусском, украинском, немецком, болгарском, польском… Стремился заинтересовать молодежь предметом. 

— Можно ведь формально подойти к чтению лекций, — говорит Анатолий Александрович. — А можно увлечь студентов так, чтобы им не только слушать было интересно, но чтобы они по этой теме еще и дополнительную литературу искали. 

Наверное, поэтому многие студенты хотят, чтобы руководил их научными работами именно Анатолий Головко: за время своей работы профессор подготовил 50 кандидатов и восемь докторов наук. 

…Анатолий Александрович показывает свои фотографии: с композитором Евгением Глебовым в Копенгагене, на встрече с матерью Юрия Гагарина, с ректором Люблинского университета, с коллегами на фоне Белого дома в Вашингтоне, в Женеве, когда возглавлял делегацию Беларуси  на конференции ООН. 

Быть юристом, считает Анатолий Головко, очень почетно и ответственно. Например, благодаря своей профессии он принимал участие в подготовке проектов Конституции СССР 1977 года, БССР — 1978 года и Конституции Республики Беларусь 1994-го. За успехи в науке его имя внесено Международным библиографическим центром Кембриджа в специальное издание, а также в Белорусскую энциклопедию, юридическую энциклопедию Украины. 

Продолжает Анатолий Головко активно работать и сегодня. Сравнительно недавно вышла очередная его книга «Теоретические основы демократии. Конституционно-правовой аспект». По этой монографии студенты готовятся к экзаменам, а преподаватели – к лекциям. 

Что заставляет его в таком преклонном возрасте продолжать работу? Ответственность. 

— На юридическом факультете БГУ нас, старую гвардию, берегут. Я чувствую: могу принести еще пользу и Беларуси, и университету, и молодежи, — говорит он. – Я вообще люблю нашу молодежь и горжусь ею. Да, она не такая, как мы. Одевается по-другому, слушает другую музыку. Но лично я уверен: если потребуется постоять за родину, новое поколение оправдает доверие народа. 

А еще Анатолий Александрович любит музыку. В детстве он играл в струнном оркестре на домбре и балалайке. После войны полюбил аккордеон – сам научился на нем играть, подбирал музыку на слух. Больше всего любит вальсы, особенно Штрауса, старинные романсы. И сейчас с удовольствием наигрывает полюбившиеся с молодости мелодии. 

Иногда он заходит в Государственный музей истории Великой Отечественной войны и идет к стенду, где размещены его вещи: китель, сапоги, кинжал. Вспоминает былое. «Я не чувствую возраста, — говорит Анатолий Головко. — В душе я все тот же подросток, сбежавший более 65 лет назад на фронт». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter