Я нарадзiуся тут

У знатоков отечественной фольк-музыки имя Дмитрия Войтюшкевича на слуху.
У знатоков отечественной фольк-музыки имя Дмитрия Войтюшкевича на слуху. Правда, до сих пор оно у многих ассоциируется с группой "Krivi". И напрасно... Ведь этой команды давно не существует, а ее бывший лидер создал новую, под загадочным названием "WZ-orkiestra". Возможно, кто-то разглядит в нем инициалы музыканта - ВЗ (Вайцюшкевiч Змiцер). Но, как утверждает сам певец и композитор, зашифрована в нем совсем иная информация - Восток - Запад, - являющаяся для Дмитрия символом страны. Почему? С этого и начался наш разговор.

- Символ перекрестка мне кажется очень актуальным для Беларуси. Проблема Востока и Запада для меня, да и для многих людей в нашей стране существует реально. Мы до сих пор не знаем, куда идем. Грех эту ситуацию не использовать в искусстве.

- В очередной раз вы вернулись из Польши. Это был культурный обмен или?.. Знают ли наши соседи белорусскую музыку, коллективы?

- Во всяком случае, чувствуется интерес к нашей культуре. Я подметил, что материал, который представляем, например, мы и многие другие команды, на порядок выше по своей сути, по глубине, чем у наших соседей. Конечно, я не хочу утверждать, что так происходит всегда. Но, допустим, в одном из последних конкурсов участвовали три белорусские группы - и все первые места были наши. "Палац" и вовсе на этом фестивале выступал как звезда. Бесспорно, интерес к Беларуси в Польше есть. И, как мне кажется, не столько политический, сколько культурный. А кстати, всю осень в Беларуси проходят Дни культуры Польши. Наши музыканты в них тоже принимают участие. В том числе и я 24 сентября в Красном костеле давал концерт вместе с известным польским исполнителем Яцеком Клейфом. Надо сказать, что таких Дней культуры у нас еще не было. На них представлена не только официальная культура, но и та, которая в каком-то смысле является оппозиционной, то есть альтернативной.

- А себя вы кем считаете - оппозиционером?

- В какой-то степени да.

- И в чем же ваша оппозиционность?

- В собственном взгляде на происходящее. Меня волнуют проблемы белорусского языка. Я в своих песнях об этом говорю. И совсем не обязательно, чтобы тексты напрямую были связаны с какими-то политическими моментами. Первостепенна моя личная позиция. И еще... Для меня огромной болью является белорусский язык. Я не то чтобы не могу от него отказаться, но абсолютно уверен, что многие вещи могу сказать только на нем. Для меня очень важен тот факт, что "я нарадзi›ся тут". И в своем творчестве стараюсь это доказать. Есть это и в последнем моем проекте "Цацачная крама" на стихи Леонида Дранько-Майсюка.

- Проект "Цацачная крама", насколько я помню, задумывался как спектакль. Прошло уже достаточно времени, а его еще нет...

- Пока я не в состоянии заниматься этим театральным проектом. Было несколько предложений от известных белорусских режиссеров, но, как обычно, возникли финансовые проблемы. Да и творческие - все-таки для театральной постановки нужно дорабатывать драматургию. Но в том виде, в котором "Крама" написана изначально, она существует. В "Цацачнай краме" я вижу несколько уровней: текст, музыка, и на концертах появляется третий - своя философия. Мои знакомые, которые живут на Западе, говорили, что после американских взрывов "Цацачная крама" воспринимается как-то по-другому. Люди забыли о простых вещах, таких, как любовь, искренность, доброта. В своем проекте я пытаюсь об этом напомнить. И, конечно же, стараюсь донести свой взгляд на наш культурный процесс.

- Наверняка сейчас вы тоже над чем-то работаете. Опять же, "Рок-коронация" на носу - пора выдавать творческий продукт.

- Как бы мы ни относились к "Рок-коронации", очередной год моей жизни не проходит под знаком подготовки к ней. На прожитый год я смотрю приблизительно так: взрослею ли я, продвигаюсь ли в творчестве? Сейчас, например, мы работаем над диском баллад. Работа очень интересная. А результаты появятся уже в октябре.

- Ну и что, взрослеете?

- Конечно. Этому способствует еще и то, что у меня растет сын. За последние 2 года я почувствовал колоссальные изменения в себе. Я стал серьезнее, ответственнее, ушел от однополярного восприятия мира. Очень отчетливо понял: нужно зарабатывать деньги, воспитывать сына, беречь то, что у тебя есть, то есть свою семью. И только параллельно всему этому я могу овладевать языком творчества. Задача-то артиста не петь, а говорить. Песня - ведь это особенный язык, которым музыкант должен овладеть. В песне ты должен прожить какую-то жизнь и сказать, что собой представляешь, насколько ты честолюбив, насколько можешь внутренне перевоплотиться, чтобы люди тебе поверили. Тот же Марк Бернес... Человек, у которого из трех составляющих - хорошего голоса, слуха и желания петь - было только последнее. Но он языком песни разговаривал чуть ли не с половиной земного шара!...

- У меня такое ощущение, что мы с вами говорим о каких-то заоблачных категориях. Сейчас ведь никто не думает об овладении языком исполнения, поют себе, как получается, порой даже без слуха и голоса.

- Именно поэтому в нашем музыкальном пространстве сейчас очень мало личностей, которым хочется что-то сказать публике. Талантливых людей и на эстраде, и в роке много, но личностей, к сожалению, - дефицит. Период возрождения белорусской культуры был с начала до середины 90-х годов. За это время выросло невероятное количество интересных команд. На них, надо сказать, и держится нынешняя современная культура. Но ведь нужно подумать и о будущем. Новые личности просто необходимы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter