Я милую узнаю на обложке

"Ушлые ребята", - только и смог вымолвить директор крупного минского рекламного агентства, когда в один прекрасный день увидел эксклюзивное фото своей модели на календариках, украшавших витрину газетного киоска.
"Ушлые ребята", - только и смог вымолвить директор крупного минского рекламного агентства, когда в один прекрасный день увидел эксклюзивное фото своей модели на календариках, украшавших витрину газетного киоска.

Автор в законе

"Ушлыми ребятами" оказались руководители одного молодечненского УП: приглянулась эффектная девушка, томно взирающая на мир с обложки журнала, который упомянутое рекламное агентство издает уже два года. "Найдем общий язык", - понадеялся директор агентства на солидность фирмы и выехал на переговоры. Но, увы, просчитался: признать происшедшее тривиальной кражей и изъять свою рекламную продукцию из торговой сети молодечненцы отказались наотрез. "Что же получается? - недоуменно вопрошал, сидя в моем кабинете, правообладатель фото. - Напрягались, над композицией голову ломали, модель дублями измучили, потратили немало денег на съемки. А кто-то задаром, да еще с выгодой воспользовался плодами наших усилий? Разве ж это законно?"

Разумеется, нет. Тем не менее кража интеллектуальной собственности - явление весьма распространенное. Как показывает мировая практика, доходы от незаконного использования авторских прав могут быть сопоставимы с доходами от торговли природными ресурсами. Оценили масштаб?

В Беларуси права владельцев интеллектуальной собственности защищает Закон "Об авторском праве и смежных правах". Авторское право охраняется в течение жизни творца и 50 лет после его смерти. И все же охотников за чужими лаврами хоть отбавляй. Поэтому нередко "авторские" споры приходится решать через суд. На что же в результате судебного разбирательства может рассчитывать хозяин украденных интеллектуальных ценностей?

- К сожалению, только на скромную компенсацию, - в этом заведующий специализированной юридической консультацией по вопросам интеллектуальной собственности Евгений Портной убедился на практике. - По закону ущемленный в своих правах автор может требовать возмещения собственных убытков, включая упущенную выгоду, или "контрафактный" доход ответчика. Однако, чтобы установить этот самый доход или сумму убытков, нужно провести целое расследование, что само по себе весьма трудоемкая процедура. Поэтому чаще всего наши клиенты довольствуются компенсацией, размер которой по закону составляет от 10 до 50 тысяч базовых величин. Но обычно суд взыскивает минимальный размер компенсации или же сумму, незначительно от него отличающуюся. Сами понимаете, 10 базовых величин - это символическая величина, которая вряд ли может считаться реальным возмещением моральных и материальных потерь.

Что ж тут непонятного. Упомянутое выше рекламное агентство потратило на создание "лица" журнала кругленькую сумму (одни только съемки модели обошлись почти в миллион рублей), а плагиаторы воспользовались чужим трудом совершенно бесплатно и нажили на этом имидж и дивиденды. Доказать авторские права на фото их владельцу, считает Евгений Портной, будет нетрудно, а вот взыскать с оппонента желаемый размер компенсации - сложнее. А что думает по этому поводу директор Республиканского унитарного предприятия интеллектуальной собственности (РУПИС) Николай Чистый?

- Компенсации авторам, чьи права попраны, назначаются ничтожно малые. Но здесь надо иметь в виду вот что: защита авторских прав по европейским законодательным стандартам для Беларуси - дело относительно новое. И как водится, в любом начинании главное - не перегнуть палку. Поэтому, допустим, наше предприятие пока старается астрономические суммы в исках не указывать. Постепенно, конечно, будем повышать ставки компенсаций. Но на данный момент наша цель - приучить общество относиться к авторским правам уважительно.

Правовая "коллективизация"

Как защитить авторские права? По мнению Николая Чистого, один из наиболее верных способов - довериться организации по коллективному управлению этими правами. "Коллективизация" такого рода правовой деятельности - мировая тенденция. Причем эффективно выполнять свою задачу "коллективисты" могут только при условии тесного сотрудничества: ведь приходится защищать права не только своих, но и иностранных авторов. Можно сказать, РУПИС уже вписалось в мировое сообщество "коллективных управленцев". Иначе говоря, стало членом Международной конфедерации авторов и композиторов, которая объединяет 208 организаций более чем из 100 стран мира, заключило 40 соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами и на сегодняшний день отстаивает в основном права драматургов, композиторов и поэтов-песенников. Почему именно их права?

- Это самые незащищенные производители интеллектуальной собственности из всего авторского сословия, - говорит директор РУПИС. - Если писатель, заключая с издательством договор, оговаривает тираж, то, скажем, композитор такой "охранной грамоты" не имеет. Диски со шлягерами, к примеру, Лученка могут одновременно "крутиться" на 10 концертных площадках. Как тут уследишь, сколько раз исполнялось твое произведение, и истребуешь законное авторское вознаграждение?

Откровенно говоря, к словам Николая Владимировича я отнеслась поначалу скептически. Да разве дозрел наш шоу-бизнес до того, чтобы за каждую "прокрутку" многочисленных хитов выплачивать гонорар их авторам? Определенно нет. Решила проверить свою версию. Владелец одного из минских ночных клубов на мой вопрос: "Вознаграждение Йоргену Элоффсону (автор песен Бритни Спирс) платите?" - отреагировал весьма лаконично, но выразительно: "Сбрендила!"

- Напрасно сгущаете краски, - парировал Николай Чистый. - Белорусские шоумены не такие уж и дремучие, многие из них понимают: играть нужно по правилам. Любое музыкальное произведение, которое используется для публичного прослушивания, приносит прибыль. И 5 процентов суммы, вырученной от продажи билетов, по закону принадлежат автору. Собирать авторские гонорары мы начали относительно недавно - всего два года назад. Так вот, если в 2002 году удалось собрать и перечислить авторам 450 миллионов рублей, в 2003-м - почти в два раза больше, то в июле нынешнего года мы уже почти выполнили прошлогоднюю "норму". Разумеется, нам далеко до лидеров: Япония, допустим, в позапрошлом году "подняла" 1 миллиард евро, а Франция - около 700 миллионов. И их пример доказывает, что защита авторских прав - дело отнюдь не безнадежное. Порядок "авторских сборов" установлен постановлением Совета Министров N 452 от 7 мая 1997 года. Концертные и сценические площадки (будь то сельские дома культуры или престижные минские заведения) заключают с автором или с РУПИС, его законным представителем, договор, включающий перечень музыкальных произведений, которые будут звучать для публики, а затем добросовестно отчисляют положенное творцу вознаграждение. У нас на счету уже около полутора тысяч таких договоров - чуть больше трети от всех существующих в стране площадок. К сожалению, зачастую наладить правовые отношения с собственниками площадок удается только после встречи в суде. Решить этот вопрос, как говорится, полюбовно получается реже.

Кстати, те, кто ввозит в страну аудиопродукцию или воспроизводит ее, также обязаны заключать с нами договор и получать лицензию на каждую партию товара. Автору принадлежат 8 процентов товарной стоимости.

Считаю, есть смысл создать общество и по защите прав писателей и поэтов. На рынках России до 40 - 60 процентов контрафактной продукции - литературные произведения. У нас эти цифры, конечно, поменьше, но проблема существует.

...Впрочем, нарушители авторских прав не всегда отделываются лишь легким испугом и 10 базовыми величинами. Параллельно с гражданским иском обиженный автор вправе требовать для посягнувшего на его труд административного наказания. Тот, кто осмелится повторить подобное в течение года, рискует быть привлеченным к уголовной ответственности. Кстати, в минувшем году зафиксировано 48 преступлений, связанных с нарушением авторских прав, а за пять месяцев нынешнего - уже 32. Так что, прежде чем назвать чужую интеллектуальную собственность своей, советую подумать: стоит ли игра свеч?



Советы авторам!

Если ваше творение тиражируется в Интернете, обратите внимание на домен сайта. Очень хорошо, если он находится в зоне by: не исключено, что с владельцем хостинга удастся договориться по-хорошему. Можно организовать контратаку: разослать по разным адресам информацию о сайте-пирате. Солидные каталоги и рейтинги реагируют на подобные послания.

И наконец, старый и верный способ: те же рассказ или стихотворение с вашей подписью и датой можно послать самому себе заказным письмом и не распечатывать до поры до времени (на случай суда).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter