Молодая пианистка Майя Иргалина собирается перевернуть представление современников о классической музыке
С Майей мы встретились в одном из столичных детских домов. При ближайшем знакомстве выяснилось, что стипендиатка Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи частый гость в подобных местах. Она дарит детям музыку. У нее есть идея-фикс: привлечь людей в концертные академические залы. И начинать, по мнению Майи Иргалиной, надо именно с малышей.
— Идея побывать в детских домах появилась давно. У меня был концерт в Белгосфилармонии. Я подготовила программу, отыскала множество интересных фактов из жизни известных композиторов. Но это услышало лишь небольшое количество людей. И я решила сыграть и рассказать о музыке детям. А при поступлении в аспирантуру вплотную занялась проблемами современного искусства. Оказалось, что у нас не сформировано ценностное отношение к нему. В Беларуси проходит множество концертов высочайшего уровня. У нас великолепные музыканты, дирижеры. Но они варятся в собственном соку. О них никто не знает. Почему? Нет музыкальной критики. Нет людей, которые донесли бы это до общественности. У нас принято думать, что классическая музыка скучна и на таких концертах можно уснуть.
— И что вы делаете, чтобы изменить это мнение?
— Я приглашаю на свои концерты друзей и родственников, не связанных с музыкой. Все они потом удивляются, насколько это интересно. Мой дядя, который никогда не ходил в концертные залы, признался, что два часа сидел с открытым ртом. Взрослые люди не знакомы с хорошей музыкой! И тогда я подумала, что надо начинать с малышей. Стала обзванивать детские дома, их руководство с удовольствием предоставило мне время. Вы не представляете реакцию детей! Я построила свой концерт-лекцию в игровой форме. Рассказывала об эпохе, о композиторах, потом задавала вопросы. У детей горели глаза, они живо отвечали. Я поняла, что не все так плохо.
— Это могло бы стать темой научной работы.
— Тема диссертации касается музыкальной критики. Но я обязательно использую в ней свои наблюдения. Посещения детских домов отчасти дают ответ на вопрос: почему у нас нет заинтересованности в серьезной музыке? Я не ожидала, что дети будут приглашать меня прийти к ним еще. Таким путем можно воспитывать слушателя. Но это лишь мелкие шажки.
В Германии, например, очень развита слушательская культура. Люди не только ходят на концерты, но и дома собирают диски с классической музыкой. Считают, что к этому непременно надо прикасаться. Много ли у вас знакомых, которые покупают диски не с поп-музыкой, а с классикой? У нас, к сожалению, нет людей, которые бы формировали вкусы народа. Музыковеды увлечены научной, а не популярной, просветительской работой.
— А вы уверены, что это надо?
— Конечно. Это же огромный пласт культуры. Мы в школе подробно изучаем, скажем, математику или химию, но в жизни все эти формулы и интегралы в большинстве своем нам не нужны. Классическая музыка совсем другое дело. Она делает нашу жизнь светлее. Мы забыли, что музыка может лечить, радовать…
— Вы неоднократно становились лауреатом различных международных конкурсов. Свой дебют помните?
— Мой первый конкурс был в Румынии в 2003 году. Помню, что готовилась очень серьезно, долго разучивала программу. Надо было пройти три тура, последний — шестьдесят минут музыки. Я не рассчитывала на успех, так как была дебютанткой. Но мне отдали первую премию.
— С тех пор конкурсы стали неотъемлемой частью жизни…
— Я очень ленивый человек. И конкурс — хорошая мотивация работать. Так всегда держу себя в тонусе. Постоянно учу новые программы. Ведь меня оценивают высочайшие профессионалы, и важно не ударить в грязь лицом. Конкурсы, при всей их неоднозначности, — хороший способ стать профессионалом.
— Профессионалы от поп- и рок-музыки сейчас очень неплохо зарабатывают. Как обстоят дела у профессиональных пианистов? Победа на конкурсе наверняка неплохо оплачивается?
— Лишь немногим удалось это превратить в бизнес. Действительно, бывают конкурсы с призовым фондом в 30 тысяч долларов. Но я участвую не для того, чтобы выиграть деньги. Конечно, всегда стремлюсь победить. Но деньги здесь ни при чем. Победа дает возможность ездить по миру с концертами. В 2004 году я получила Гран-при конкурса «Европа — Азия» и смогла выступить во Франции и Италии.
— Простите за бестактный вопрос. Но откуда деньги на участие в конкурсах?
— Только благодаря спонсорской поддержке. Как это ни прискорбно, но современным музыкантам, чтобы заявить о себе на международном уровне, приходится не только творить, но и заниматься поиском денег. Я рассылаю множество писем в различные учреждения с просьбой проспонсировать поездку на тот или иной конкурс. Мне помогают Министерство культуры и родная академия музыки, но этих денег, как правило, хватает лишь на вступительный взнос. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить «Приорбанк» и «BelSwissBank». Они оплачивают все мои расходы: проезд, проживание и т.д.
— Откуда у вас такая любовь к музыке?
— От дедушки. Всю жизнь он работал сварщиком, но это недоразумение. У него великолепный голос. Он всегда пел. Потом к этому приобщил и меня. Его дочь, моя мама, закончила музыкальное училище по классу фортепиано. Она не работает по специальности, но научила меня играть. Но больше всех в меня вложила мой педагог Лилия Завеновна Тер-Минасян. Она заставила меня посмотреть на музыку другими глазами. И за это ей низкий поклон.
— Вы тоже хотите стать педагогом?
— Я хочу исполнять музыку. Возможно, после диссертации начну заниматься и менеджментом в искусстве. Редкий пианист может себе позволить не преподавать. Разве что Рихтер. Знаниями надо с кем-то делиться. Обязательно должна быть преемственность, иначе искусство умрет. Другой вопрос, что я сама еще хочу чему-то научиться, сформировать свое видение музыки, свой взгляд на искусство.
Я мечтаю, что настанет время, когда люди толпами пойдут в концертные залы. Как это случилось в Америке после телевизионных лекций известного пианиста и композитора Леонарда Бернстайна. Он рассказывал о музыке простым, доступным языком и перевернул представления о ней. Пока я могу достучаться лишь до детей, но не сверну с выбранного пути.