«Я готовил себя только в премьеры»

Валентин Дудкевич интересуется музыкой этно и мечтает поставить «Реквием» Моцарта

Валентин Дудкевич интересуется музыкой этно и мечтает поставить «Реквием» Моцарта

25 апреля в Большом зале Белгосфилармонии — концерт заслуженного коллектива республики Государственного ансамбля танца Беларуси. Выступления именно здесь, на сцене альма-матер, артисты считают особо ответственными: по традиции ежегодно по весне держат на ней своеобразный творческий отчет и обязательно удивляют зрителей и коллег чем-то новым. Не будет исключения и на этот раз. Удивить обещают несколькими хореографическими номерами в стиле  этно. Накануне концерта мы встретились с художественным руководителем ансамбля народным артистом Беларуси Валентином Дудкевичем.

— Валентин Владимирович, обращение к музыке этно – дань моде? 

— Не всякая мода меня привлекает. А этно, кроме того, что модное, еще и очень интересное направление, хотя, на мой взгляд, много в нем всяческих фантазий по поводу нашего индоевропейского прошлого. Доподлинно воссоздать музыку или танец столь далекого времени нереально. Даже достоверный фольклорный материал сегодня найти почти невозможно. Его все меньше, чем меньше болот и больше дорог, носители уже практически исчезли. Поэтому мой интерес к этно основан на реконструкции, стилизации через какие-то сохранившиеся элементы, детали. 

— Помните знаменитое  «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…»? А из чего «растут» хореографические номера? 

— Бывает по-разному. Иногда ждешь исполнителя, потому что не с кем хорошую идею воплотить. Иногда – наоборот, вдохновляют сами солисты, и специально для них ставятся номера. Иногда что-то додумывается, корректируется в уже готовом танце. А бывает и так. Например, принесла ко мне как-то замечательные сценические  костюмы выпускница театральной академии и попросила, чтобы пара наших артистов продемонстрировала их на госэкзамене. Моделей мы ей нашли, а костюмы после показа купили – уж очень они мне понравились, оригинальные, необычные. Правда, в ожидании применения им пришлось провисеть у нас два года, пока не появился танец «Спеў дубраў» на музыку Валерия Иванова. В результате получился красивый, яркий номер. 

— Валентин Владимирович, в эти дни исполняется 20 лет, как вы  работаете с ансамблем. Для творчества двадцать лет — много или мало? 

— Это как посмотреть. Например, до рекордсмена нашего жанра Игоря Моисеева мне еще далеко. А если взять всю историю нашего ансамбля – 47 лет, то по сравнению с его прежними руководителями я работаю дольше всех. Думаю, если хочешь сделать что-то настоящее, серьезное, работать нужно долго, ведь у творческого коллектива должно быть свое лицо, а оно за пару лет не создается. Когда часто меняются руководители, получается ужасная пестрота и в музыке, и в репертуаре, и в костюмах… 

— Именно такой коллектив в свое время вам пришлось возглавить. 

— Я  был тогда в ужасе после посещения первой репетиции! Но куда деваться – руководство ансамблем «удружил» мне бывший в то время министром культуры Юрий Михневич. Сам я о подобном и не помышлял, казалось, навсегда распрощался с танцами. К тому времени закончил театральный институт,поработал худруком белорусской эстрады в филармонии, потом стал главным режиссером спецмероприятий, на мне были все самые важные и правительственные концерты, елки здесь и в Москве. Но мне сказали:  коллективу нужен толковый руководитель, ты – профессионал, хороший организатор, берись и наводи в нем порядок. Так я вернулся к танцу, и именно он стал делом моей жизни. 

— Пожалуй, нужно объяснить, почему вы говорите о возвращении. Возможно, не многие знают, что начинали вы свой творческий путь артистом балета, проработали на сцене тогда Оперного театра 13 лет, а потом ушли. Кстати, почему?

— Не нашел своего амплуа. В балете существует иерархия – есть солисты, есть премьеры. Премьеры – высокие, красивые, с грациозными прыжками, плавными движениями. Принцы, одним словом. В хореографическом училище я, честолюбивый юноша, отличник, готовил себя только в премьеры. Роста, правда, не хватало, но я надеялся, что непременно подрасту, ведь у меня почти все в родне высокие. Но что-то я, послевоенный, не дотянул… Танцевал в театре партии разные, и не плохо, но хотелось-то большего. В общем, остался с несбывшимися мечтами о принце. 

— А сегодня вам, известному балетмейстеру, руководителю знаменитого коллектива, о чем мечтается? 

— Если уж мечтать, то многое еще хотелось бы сделать. Например, прошлым летом на даче (а обычно в августе я забираюсь туда, отключаю телефон, слушаю музыку и пишу сценарии) мне пришла в голову идея создать программу на основе «Реквиема» Моцарта. Есть уже кое-какие наметки, а главное, есть сейчас в ансамбле сильные, талантливые танцовщики. Если все сложится, это будет настоящий эксклюзив!..  

Кстати

Государственный ансамбль танца Беларуси создан в 1959 году, с 1999-го носит почетное звание заслуженного коллектива. 

В его репертуаре — несколько концертных программ, включающих как белорусские традиционные и жанровые танцы, так и танцы народов, населяющих нашу многонациональную республику. Вместе с тем в последние годы в творчестве ансамбля ярко вырисовалась линия на создание хореографических произведений в жанре фолк-балет, новелл на исторические темы. 

Удачное воплощение новых постановок становится возможным благодаря молодой, красивой, талантливой и блестяще подготовленной  труппе. Артисты ансамбля много выступают в Беларуси и не раз с неизменным успехом демонстрировали свое мастерство за рубежом — в Китае, США, Италии, Франции, Испании, Бразилии, Германии, Индии, Нидерландах, Египте и других странах мира. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter