«Я ему всегда немножко завидовала» – о композиторе Владимире Доморацком вспоминает его дочь Ольга

Он был из тех творцов, которые создают музыкальный язык эпохи. Из тех, кто оригинален не потому, что стремится шокировать, а в силу своей самобытности как художника и человека.

В эти дни белорусскому композитору Владимиру Доморацкому исполнилось бы 75 лет.

Папа умер на мамин день рождения 25 марта 2000 года, вспоминает его дочь, пианистка Ольга Доморацкая. Он перенес много операций, но работал до последнего дня. У него есть песни на стихи белорусских поэтов, датированные 2000 годом.

Работа, композиторское творчество были сутью его жизни.

Я всегда ему немножко завидовала, говорит Ольга, — потому что он получал от творчества огромное удовольствие. Он каждое утро садился и сочинял как правило, за столом, но проверял на фортепиано получавшиеся звукосочетания. Он любил повторять слова Петра Ильича Чайковского, что вдохновение не приходит к ленивым.

При этом Владимир Александрович еще и преподавал в детской музыкальной школе № 9, а в начале 1980-х годов был дирижером симфонического оркестра Белорусского телевидения и радио.

Песня никогда не была для него главным жанром, но, как и все белорусские композиторы той поры, он отдал ей немалую дань.

Он говорил, что песни сочинять легче всего, рассказывает Ольга.

Эта легкость для многих его коллег оказалась слишком соблазнительной. Тем более что за одну песню композитор получал столько же, сколько рядовой преподаватель консерватории за месяц работы со студентами.

Ему всегда было интереснее сочинять музыку серьезную, продолжает Ольга. Он написал первую симфонию, потом вторую, которую, по его словам, посвятил своему другу, безвременно ушедшему белорусскому музыковеду Александру Друкту.

Вторая симфония с огромным успехом прозвучала 25 ноября 1996 года в Белорусской филармонии на творческом вечере в честь 50-летия со дня рождения Владимира Доморацкого. Исполнялся также Концерт для трубы с оркестром № 2, за который композитор был удостоен Государственной премии, Концерт для валторны с оркестром и Концерт для оркестра, написанный Доморацким за 13 дней.

Причина такой безумной скорости была почти анекдотическая.

– На фестивалях «Минская весна» была традиция проводить премьеры крупных белорусских сочинений, – рассказывает Ольга Доморацкая.  За три недели до фестиваля папа встречает главного дирижера оркестра Белорусского телевидения и радио Бориса Райского, и тот ему говорит: «Володя, мы же должны играть твою музыку!» Папа очень удивился, но сел и написал великолепное сочинение, в котором классика сочетается с элементами джаза.
Премьера состоялась 8 апреля 1987 года.

Любовь к джазу Доморацкий вынес из родного Гомеля. Первым его инструментом был баян, играть на котором он учился под руководством отца-баяниста.

В семье сохранился любопытнейший документ, датированный 24 мая 1954 года. Комиссия в составе директора Гомельского музыкального училища и школы Коваленка, секретаря Гомельского горисполкома Богданова и преподавателей Першукевича, Даниличева и Болбасова «в результате проверки установила, что мальчик Доморацкий Володя не только свободно владеет баяном, но очень хорошо исполняет сложные музыкальные произведения по слуху, не зная нот». Комиссия также констатировала «наличие у него отличной музыкальной памяти и общей музыкальной одаренности из ряда вон выходящей», в связи с этим было решено, что «ребенок Доморацкий В. должен обязательно учиться в одном из музыкальных учебных заведений и для нормальной учебы иметь необходимые условия, о чем ходатайствовать перед соответствующими органами».

Очевидно, именно тогда было принято решение, что Володя будет учиться игре на фортепиано. А ходатайство было о приобретении инструмента и улучшении жилищных условий, так что семья переехала из домика на улице Тельмана в квартиру на улице Крестьянской.

Окончив музыкальную школу № 1 имени Чайковского, юный пианист поступил в музыкальное училище имени Соколовского. Тут-то он и увлекся джазом.

Приехавший к ним по распределению Анатолий Лапунов играл на саксофоне, а папа на фортепиано, рассказывает Ольга Доморацкая. Местом их выступлений был ресторан «Заря» на Советской, буквально через дом от училища. Однажды туда заглянул директор, и папу исключили, но потом восстановили.

Больше того по окончании училища Владимир Доморацкий получил целевое направление в Московскую консерваторию. Но что-то не сложилось, а в Минске приемные экзамены уже завершились. Тем не менее тогдашний ректор Владимир Оловников нашел возможность прослушать молодого пианиста и принять его на дневное обучение.

Спустя десять лет, когда после армии Доморацкий поступил на композицию, Оловников преподавал ему гармонию.

Уровень образования в те годы был мощный, рассказывает Ольга. Студенты ходили к Оловникову по ночам, играли ему задачи. Если ошибались, по требованию Оловникова начинали сначала.

Такая требовательность давала свои плоды. Профессионализм Доморацкого рос. По специальности он учился у Подковырова, Смольского и Глебова. Ездил в фольклорные экспедиции. Искал свой стиль.

Можно лишь предполагать, каких высот он бы достиг, если бы дожил до наших дней. Но и созданного им достаточно, чтобы память о нем сохранялась и крепла.

Трубачи с удовольствием играют оба его концерта, говорит Ольга Доморацкая, а хор Республиканской гимназии-колледжа под руководством Аллы Мазуровой долгие годы пел его песни.

Хочется, чтобы звучали и симфонии, и Концерт для оркестра, и мюзикл «Лунный день», и кантата «Моя Беларусь». Уверена, так и будет, ведь это музыка самой высокой пробы.

juliaandr@gmail.com

Фото из личного архива

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter