«Я действительно счастливый человек»

Николай Таранда — о трех источниках, которые его питают

Мастер натюрморта и пейзажа Николай Таранда — о трех источниках, которые питают его на протяжении всей жизни

«Кто-то поет свою песню в начале жизни. А я спою свою в конце, лет через десять… Пока я только держу в руках струну, которую нужно потянуть — и она зазвучит». Эти слова живописец, график, скульптор, член Союза художников Беларуси Николай ТАРАНДА (на снимке) сказал ровно пять лет назад — в свой 60-летний юбилей. И был абсолютно прав. За последние годы признанным мастером натюрморта и пейзажа создан не один десяток картин, которые искусствоведы уже причислили к золотому фонду белорусской классики.

А рождается все это в небольшой мастерской, в небольшом городке Барани, что в десятке километров от Орши, где на протяжении нескольких последних десятилетий живет уроженец Брестчины Николай Таранда. На подрамнике, как всегда, свежий холст с новой работой. Сейчас это сонная деревенька, где низенькие домики застыли в ожидании ночного отдыха, а воздух сгустился, наполнился тишиной. Смотришь на нее — и деревенька эта дорога тебе, как самое искреннее воспоминание, а ты оказываешься как бы вне времени и пространства. В этом, наверное, и есть сила подлинного искусства — мгновенно захватывать, очаровывать, притягивать.

Способностью притягивать людей обладает и сам художник. При первом взгляде на этого скромного человека сразу замечаешь спокойную, умиротворенную мудрость, от которой становится тепло и уютно. Лишь пообщавшись с Николаем некоторое время, видишь, что это спокойствие каким-то невероятным образом соседствует с бешеным темпераментом, напористостью, постоянной жаждой познания и работоспособностью, которой можно только позавидовать.

— Николай Иванович, в Оршанской художественной галерее В.А. Громыко открылась ваша персональная юбилейная выставка. Это новые работы или своеобразный итог 40-летней творческой жизни?

— Все шестьдесят пять картин, представленные в галерее, написаны в течение последних пяти лет. Мне кажется, художник существует до тех пор, пока находится в поиске новых идей, форм, средств выражения. Стоит остановиться на достигнутом — и все, можно закрывать мастерскую.

— Одновременно с открытием выставки вышел новый персональный каталог ваших избранных работ, уже третий по счету. Далеко не каждый белорусский художник может похвастать таким достижением. Как удается всегда быть на пике активности?

— Я уже не раз говорил и готов повторить снова: я действительно счастливый человек — у меня есть работа, от которой я получаю удовольствие, замечательная семья, которая меня поддерживает. Поэтому, наверное, многое из задуманного получается.

— А что не получается?

— Не получается воплотить в жизнь все, что хотелось бы. Идей много, а времени, к сожалению, мало.

— В последнее время вы беретесь за масштабные проекты. Полотна из серии «Полоцк» получили высокую оценку на международных пленэрах в Болгарии, Польше, России и безоговорочное признание среди белорусских коллег. На чем основан этот проект?

— Картины из этой серии — «Свидетели истории», «Осенний день» и другие — не просто пейзажи в привычном понимании, это одухотворенные образы, в которых белорусский зритель видит свою малую родину, а зарубежные коллеги и просто любители живописи знакомятся с нашей культурой, историей и традициями.

— Ваши натюрморты, можно сказать, уже стали своего рода брендом, их узнают и признают любители классической живописи. Откуда приходят замыслы?

— Это самый трудный вопрос. Бывает, сразу видишь сюжет, бывает, долго ищешь. Иногда пообщаешься с кем-нибудь, «словишь настроение» — и образ будущей картины сам собой складывается, будь то пейзаж, натюрморт или абстракция.

— «Источник вдохновения» — такое название носит и ваш новый каталог, и персональная выставка. Что это за источник?

— У меня есть три источника, которые подпитывают меня на протяжении всей жизни, — это небеса, земля и люди, которые живут на этой земле. В своих работах я стремлюсь выразить ту красоту, которую вижу каждый день, будь то природа, храмы или сельские хаты.

— В Орше уже третий год подряд проходит международная выставка «Коллегиум», которую кандидат искусствоведения Михась Цыбульский назвал оршанским «Славянским базаром» в сфере искусства. Каковы ее перспективы, на ваш взгляд?

— Думаю, перспективы у нее весьма неплохие. География участников постоянно расширяется. Если изначально в ней участвовали работы белорусских и российских художников, то в этом году к ним прибавились работы болгарских и немецких мастеров. Кроме собственно выставки, ценно и общение между коллегами, которого так не хватает всем людям искусства, живущим в глубинке.

— А вообще, тяжело ли художнику жить и работать на периферии?

— Есть выражение, что для искусства не бывает провинции, но, честно говоря, ощущается некоторый дефицит общения. Художник не может существовать сам по себе — для развития необходимы общение с коллегами, обмен опытом и творческими идеями. Оценка собственной работы, наконец. А у нас такое общение происходит «урывками», во время выставок и пленэров.

— Если не секрет, над чем сейчас работаете?

— Сейчас я нахожусь в процессе осмысления уже сделанного. Планирую продолжить серию картин-размышлений. На многие вопросы хочется найти ответ.

Фото: Александр КУШНЕР

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter