В Беларуси владельцы пневматики все чаще стреляют в людей

Я дам вам парабеллум

Очередная информация из криминальной хроники Бреста поначалу мне показалась плохой шуткой: 14–летний школьник обстрелял двух девятиклассников
Очередная информация из криминальной хроники Бреста поначалу мне показалась плохой шуткой: 14–летний школьник обстрелял двух девятиклассников. Увы, никакого юмора. Управление Следственного комитета по Брестской области завело уголовное дело по статье особо злостное хулиганство. Как и на всех любителей упражняться в меткости, стреляя из пневматического оружия по живым мишеням. И это уже становится тенденцией.

Современные пневматические пистолеты и винтовки выглядят зачастую как настоящий боевой ствол, чем во многом привлекают сильную половину человечества. Недаром ведь говорят, что мужчины, как дети: играют в войну всю жизнь, даже если служба в армии до старости снится в кошмарах. Продается пневматика свободно, разрешение на ее покупку не требуется, если мощность выстрела не превышает 7,5 джоуля. Цены для людей более–менее состоятельных приемлемы. Варьируются от 700 — 800 тысяч рублей и выше в зависимости от мощности, производителя и ряда других условий.

И здесь еще один нюанс. Старший инспектор управления охраны правопорядка и профилактики УВД Брестского облисполкома Сергей Титишин буквально на пальцах мне объяснял: есть пневматическое оружие, а есть так называемое изделие, конструктивно схожее с ним. Разница в силе. До 3 джоулей — это псевдопневматика. Она стволом вообще не считается, хотя многие из них внешне не отличаются от боевых пистолетов и револьверов. По сути — игрушка, купленная в магазине, которая, между прочим, с близкого расстояния способна выстрелом запросто выбить человеку глаз, повредить слух, пробить шею... Оговорюсь: я не против игрушек и не требую отменять столовые ножи и вилки из-за их травмоопасности. Но как игрушками пользуются?

На пневматику силой от 3 до 7,5 джоуля распространяются некоторые ограничения. Во–первых, при том, что купить ее можно свободно, на продажу нужна лицензия. Во–вторых, в городе переносить ее можно только в чехле, а стрелять в спортивных объектах. А вот так называемые конструктивно схожие изделия считаются, видимо, абсолютно безопасными: стреляй не хочу. И стреляют. Отнюдь не по банкам. По словам Сергея Титишина, хулиганских выходок с псевдопневматикой только в Брестской области в этом году зафиксировано около 30.

В криминальных сводках такие происшествия всплывают одно за другим по всей стране. Начало осени. В Кобрине некий молодой человек таким способом выбил два стекла рейсового автобуса. В Бресте 31–летний пьяный инженер устроил «сафари» на авто в одном из гаражных кооперативов. В Сморгони нетрезвый ловелас наставил ствол на сотрудника милиции и его знакомую. Милиционер, правда, приняв «игрушку» за боевой пистолет, выбил его из рук дебошира. В Шклове еще один «снайпер» тренировался на окнах общежития, в Барановичах — на уличных фонарях.

В подавляющем большинстве уголовные дела заводят по статье «Хулиганство». То есть формально оценивается ущерб, а не способ его нанесения. Кулак, кирпич, стальная пуля — без разницы. А как быть со степенью риска? Я, например, от удара даже внезапно напавшего буяна смогу увернуться. Думаю, и на летящий камень реакции хватит, а вот нацеленная в упор «пушка» с двадцатью стальными дробинами поставит в затруднительное положение.

В сентябре в Бресте прошел довольно показательный суд. За решетку отправляли еще одного стрелка. Им оказался... вернувшийся из психбольницы токсикоман с многолетним стажем, которому свободно продали на рынке пневматический «Умарекс Люгер Парабеллум Р.08». Выглядит точь–в–точь как классика немецкого оружейного производства, но все с той же «допустимой» мощностью. На одном из интернет–сайтов сия «игрушка» описана очень красочно: «В этой модели невозможно регулировать прицельные приспособления, тем не менее многие считают его одним из самых точных пневматических пистолетов. Приятно, что такую точную, в историческом смысле слова, красивую «реплику» знаменитого оружия можно приобрести по вполне демократичной цене». Вот токсикоман и приобрел. И очень метко обстрелял рабочего на городском кладбище. А потом спокойно размахивал стволом в адрес остальных прохожих. К слову, дуло наставленного в лицо пистолета, если не знать, что он не настоящий, — зрелище не для слабонервных. Тут не то что глаза лишиться — до инфаркта недалеко.

Так вот, этот парень получил три года лишения свободы за особо злостное хулиганство. Но статья «Хулиганство» имеет разные планки, так что отделаться можно общественными работами или штрафом. И примеров таких можно привести еще очень много. Тема нет–нет да и всплывает в наших медиа. Но конкретной реакции на законодательном уровне пока не видно. В милиции говорят: проблема есть, решение в стадии поиска. А пока что продавцы трехджоульных «игрушек» ищут новых героев криминальных сводок.

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия №230 (24611). Среда, 3 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter