Я бы в токари пошел! Пусть меня научат...

Как в Жодино покоряли сталь
Как в Жодино покоряли сталь

Кисть художника превращает обычный холст в шедевр. Так и кусок металла в руках мастера становится совершенной частью единого механизма с идеальными гранями. Не верите, что выточить обычную заводскую деталь можно не менее изящно и эффектно, чем ваять скульптуру? А зря!

Чтобы убедиться — и в заводской рутине есть место для искусства, — стоило побывать на Республиканском конкурсе профессионального мастерства среди молодых работников предприятий автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Дело даже не в том, кто из 13 токарей, съехавшихся в Жодино со всей Беларуси, лучше, быстрее, и, главное, точнее выточил из куска стали деталь тормозной системы самосвала. Вопрос, по сути, стоял гораздо острее: как вернуть профессии кадры.

— Чего греха таить, все нынче хотят быть менеджерами среднего звена, а не токарями 6–го разряда, — вздыхают бывалые мастера. — Профессия «живет» за счет старой школы. Только в последние годы стали приходить молодые, перспективные ребята, которым придется наверстывать упущенное. Этот конкурс для них — своеобразная проверка сил, тренировка перед серьезным делом. Ну а в задании нет ничего сложного: обычная ситуация для большого предприятия, когда мастер приносит чертеж и требует уже через час воплотить его в реальность...

...Пружины металлических стружек послушно выходят из–под токарного станка, кусок стали обретает конкретные очертания. А конкурсанты — на то они и лучшие — обращаются с оборудованием словно профессионалы–водители. Филигранное мастерство — управляться с таким количеством рычагов почти вслепую! Ведь просчет даже на один миллиметр чреват аварией или поломкой. От этого зависит слаженность механизмов и узлов огромного автомобиля, которому, быть может, предстоит вывозить тонны полезных ископаемых из карьера!

Символично, что соревнования проходили именно на БелАЗе, в цехах которого «вырос» исполин–самосвал — едва ли не самый большой автомобиль в мире (в его кузове запросто уместится дачный коттедж или рота солдат). Здешние мастера знают цену каждому миллиметру. Впрочем, нужно ли это повторять пусть и молодым, но уже профессионалам!

Завершающая стадия конкурса — подсчет баллов.

— Тут зазор больше, здесь немного с длиной детали ошиблись, — замечают члены строгой комиссии. — Оно и понятно — волнение... Однако штрафные баллы придется начислить.

Несколько деталей сразу пришлось отправить в корзину с браком. Увы, некоторые не совладали с эмоциями. А вот когда узнали, что больше всех баллов набрал Дмитрий Макаревич — токарь, работающий в инструментальном цехе БелАЗа, в жюри недоверчиво переглянулись. На всякий случай еще раз перепроверили результаты. Ан нет — все сошлось. Наверное, это символично, что победил именно работник одного из лучших автомобильных предприятий Беларуси, причем в родных стенах.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter