Я бы в фермеры пошел...

К Александру Хурсанову вместе с председателем Бобруйского районного Совета депутатов Леонидом Борковским приехали к полудню. Его супруга подсказала, где можно найти мужа. В этот день он заготавливал сено для своих буренок. Александр сразу предупредил, что временем особенно не располагает.

Но земельный вопрос мешает пока рачительному хозяину Александру Хурсанову осуществить задуманное. Власть ему поможет?

К Александру Хурсанову вместе с председателем Бобруйского районного Совета депутатов Леонидом Борковским приехали к полудню. Его супруга подсказала, где можно найти мужа. В этот день он заготавливал сено для своих буренок. Александр сразу предупредил, что временем особенно не располагает.

— На собственном опыте убедился, что жизнь штука непростая. Изрядно потрепала она и меня, прежде чем определился и нашел свою нишу, — рассказывает собеседник. —Вместе с отцом убирал хлеба, работал шофером в местном сельхозпредприятии в 90-е годы прошлого столетия. В горячую пору посевных и уборочных кампаний от зари до темна трудился, а заработок с гулькин нос. А у меня семья. Как быть? Сидеть на шее у родителей? Я — молодой здоровый парень, и не прокормить жену с сынишкой? Как и многие другие, занялся предпринимательской деятельностью. Почти восемь лет «гонял» из-за границы легковые автомашины. Ничего путного из этого не вышло. Хорошо еще, что из деревни в город не подался…

И действительно, от «автомобильного бизнеса» бюджет семьи особенно не пополнился, хотя она и не бедствовала. А выручало… личное подсобное хозяйство. На своем подворье Хурсановы держали четыре коровы, пару кабанчиков, птицу. На обеденном столе всегда были свежие продукты. Излишки продавали государству.

Как-то главе частного подворья пришла в голову мысль заняться животноводством. Завел с десяток кабанчиков. Но и из этой затеи ничего не получилось, прогорел на кормах. На одной картошке хрюшек не вырастишь, да и в поле на траву их не выгонишь. Если хочешь получать хорошие привесы, подавай им специальные комбикорма. А где денег на все набраться? Отказался от свиноводства, не по карману оно пришлось сельскому бизнесмену…

— Коль назвался груздем, полезай в кузов — гласит народная пословица. Пришлось мне пересмотреть специализацию развития своего подсобного хозяйства, — продолжает Александр. — Выбрал молочное скотоводство. И не ошибся.

Сегодня на подворье Хурсановых 16 буренок (в деревенском стаде насчитывается 44 коровы). Хлопотное это дело. Подъем в четыре утра, отбой почти в полночь. И так каждый день. Более часа идет только на доение коров (в летне-пастбищный период практикуется трехразовое, в стойловый — двухразовое). Для облегчения труда семья приобрела два доильных аппарата.

Невпроворот и других работ: уход за огородом и посевами, уборка коровников, заготовка кормов, строительство. В основном справляются собственными силами. Наемные рабочие только пасут скот, когда подходит очередь. Молоко с подворья забирают. К слову, с начала пастбищного периода семья ежедневно продает государству по 250—260 килограммов молока (в настоящее время три коровы находятся в запуске). Претензий к его качеству у молокосборщика нет. И не будет: недавно купили холодильную установку. Думают, как бы подвести к усадьбе электролинию напряжением 380 вольт. Планирует семья и дойное стадо расширить — до 50 буренок. Ну а установка холодильника, по утверждению главы подворья, и станет первым шагом к обретению статуса фермера. Пока же Александр… лицо без определенного рода занятий.

Что же стало препятствием на пути сельчанина к фермерству? Этот вопрос я адресовал председателю Бортниковского сельисполкома Евгению Черкасу. — Земельный вопрос,— тут же ответил Евгений Иванович. — Со стороны местной власти все проблемы урегулированы, в распоряжении этой семьи числятся три гектара земли. Больше сельский Совет ничем помочь не может. Местная власть не против обкашивания Александром Хурсановым брошенных участков, пустующих земель для заготовки кормов, хотя таковых у нас раз-два и обчелся. За развитие личных подворий я двумя руками голосую, как и за то, что инициатива сельчанина из Михалево-1 заслуживает поддержки на более высоком уровне.

У Александра Хурсанова на вес золота каждый клочок земли. На ней он выращивает картофель, ячмень и овес, кормовые корнеплоды, многолетние травы. Кроме того, вовлек в мини-севооборот и два гектара земли тещи.

— Мне бы еще десятка два гектаров земельных угодий, и я бы не раздумывая увеличил в раза три дойное стадо, — говорит мой собеседник. — Главное, есть желание работать, поддержка семьи. Сельский бизнес — моя стезя.

Но чтобы стать фермером, одним из определяющих условий должно стать наличие земли. А ее-то у Александра и нет. В прошлом году Хурсанов подал заявление в райисполком о выделении ему земельных угодий. Там его внимательно рассмотрели, просьбу уважили. Вот только участок определили за тридевять земель от места жительства, на территории Гороховского сельсовета. Отказался. Как добираться туда, обрабатывать землю, если на подворье нет трактора, другой необходимой техники, кроме косилки и ворошилки? Неужто нельзя было найти участок на территории местного сельхозпредприятия? Тем более что недавно к нему присоединили земли соседнего сельхозкооператива.

Николай ГРИГОРОВИЧ, «БН»

КОММЕНТАРИЙ председателя Бобруйского районного Совета депутатов Леонида БОРКОВСКОГО:

Районная программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан (в настоящее время в регионе зарегистрировано их 10,2 тысячи) разработана в 2007 году. Она предусматривает обеспечение имуществом и инвентарем, посевным материалом и т. д. Направлена на увеличение производства продукции на частных подворьях сельчан. Сегодня в их распоряжении 9,4 тысячи гектаров пахотных земель, 930 лошадей, 211 тракторов, 2851 голова крупного рогатого скота, в том числе 2056 коров, 7,3 тысячи свиней и более 92 тысяч голов птицы. Однако по ряду объективных и субъективных причин планы четырех лет по некоторым позициям остались невыполненными. Но вместе с тем в прошлом году валовые сборы зерна в личных подсобных хозяйствах граждан района составили 123 процента к заданию, картофеля — 152, овощей — 162, мяса — 134, меда — 180 процентов. Рост производства этой сельскохозяйственной продукции в первую очередь обусловлен более эффективным использованием земли. Казалось бы, достигнутым успехам можно только радоваться. Но, к большому сожалению, мы не выполнили задание по производству молока. И допущенная нами оплошность при доведении контрольной цифры (от каждой буренки частного сектора запланировали за год получить по 6,8 тонны молока) нисколько не снимает ответственности за срыв задания. К слову, в последнее время по молоку, собранному от личных буренок, в районе держим планку на уровне 4,5 тысячи тонн. А хозяева получили за свою продукцию 2,7—2,8 миллиарда рублей.

В штатное расписание местных органов власти введена единица молокосборщика. А это значит, что за организацию закупа молока у населения сельсоветы зарабатывают деньги. Это примерно 30—35 миллионов рублей. На них они могут покупать упряжь, спецодежду, бидоны, заказать специальную технику для подкашивания пастбищ (на одну буренку частного сектора в среднем по району выделено 1,05 гектара выпасов). Отработана и схема обеспечения скота населения грубыми кормами: сельхозпредприятия выделяют до одной тонны сена и двух тонн соломы в расчете на голову скота. И это является неплохим стимулом для развития личных подсобных хозяйств, продажи излишков молока государству.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter