Теперь премудростям материнской и отцовской “профессии” можно обучиться у специалистов

Я б в родители пошел — пусть меня научат

В БГУ 15 апреля стартует уникальный для нашей страны образовательный проект “Родительский университет”, основные цели которого — повышение психологической культуры матерей и отцов в воспитании детей, а также социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи. О том, почему возникла такая идея и как именно она будет претворяться в жизнь, беседуем с руководителем проекта, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой психологии факультета философии и социальных наук БГУ Игорем Фурмановым.

Фото Виталия Пивоварчика
— Игорь Александрович, сегодня много говорят о кризисе семейных ценностей, подразумевая при этом не только отношения между супругами, но и процесс воспитания детей. Пришло время навести в этой сфере порядок?

— Пришло время протянуть руку помощи тем родителям (в том числе и будущим), которые нуждаются в грамотном совете, поддержке, повышении своей компетентности. В Беларуси масштабно обучают психологов, педагогов, социальных работников, других высококлассных специалистов, но при этом никто и нигде не готовит мужчин и женщин к исполнению родительской роли. Подразумевается, что это — обязанность их матерей и отцов. Но давайте будем справедливы: при том количестве разводов, которое мы имеем, при том количестве семей, где ребенка воспитывает один родитель, при тех проблемах в общении отцов и детей, которые передаются из поколения в поколение, подобный механизм преемственности “разумного, доброго, вечного” зачастую просто не работает. А ведь именно мать и отец являются для ребенка самыми главными учителями и образцом для подражания.

Да, разумеется, в учебных заведениях есть специалисты, к которым ученики и их мамы с папами могут обратиться в случае возникновения такой потребности, однако вряд ли школьный психолог сможет дать грамотный совет по каждому спектру семейных проблем. Да и обучать родителей общению с детьми нужно не тогда, когда ребенок уже родился, не тогда, когда он пошел в школу, а едва ли не с самого процесса зачатия. А может, и раньше. Вы, например, в курсе, когда распадается большинство семей?

— Есть несколько теорий. Пожалуй, самую популярную из них в народе прозвали “зуд седьмого года”.

— Чтобы прожить в любви и согласии семь лет, нужно для начала пережить первый год брака, когда романтический период свиданий остался позади, с влюбленных спадают “розовые очки” и они видят все недостатки партнера. Помните, как писал Маяковский: “Любовная лодка разбилась о быт…” И на самом деле, многие супруги расстаются через 1—2 года после начала совместной жизни.

А следующее серьезное испытание для семьи — рождение первого ребенка и связанная с этим перестройка отношений между мужем и женой. К сожалению, большинство мужчин имеют весьма приблизительное понятие о физиологических и психологических проблемах женщины в этот период. А ведь депрессии у молодых мам — совсем не миф, кто бы там ни утверждал обратное. Да и у отцов, как правило, с появлением наследника меняется весь привычный уклад жизни. Обоим родителям в этот период нужна психологическая адаптация, осознание всех нюансов своей новой роли. Кто предупрежден — тот вооружен. Чем больше молодые или будущие супруги будут знать о “подводных камнях” семейной жизни, чем больше у них будет информации о том, как обходить эти “камни”, тем больше шансов, что их союз окажется счастливым и продлится как можно дольше.

— Что включают в себя занятия в “Родительском университете” и все ли желающие могут в него попасть?

— Специалисты нашей кафедры разработали 12 образовательных программ, состоящих из лекций, семинаров, практических занятий и тренингов. Планируем начать с краткосрочных курсов объемом в 18—24 часа, занятия будут проводиться либо в вечернее время, либо в выходные дни. Ведущие — профессора и доценты кафедры психологии. Родители могут записаться на одну или на две программы, в зависимости от их пожеланий.

Проект коммерческий, поэтому занятия будут платными — в среднем около 120 рублей за один курс. Группы — по 12—15 человек, не более. Это оптимальное количество для проведения практических и тренинговых занятий. Конечно, идеально, если занятия посетят оба родителя. Но и одному из них мы будем рады. Хотя заранее можно предположить, что охотнее будут записываться женщины. Это как раз к вопросу о недостаточной вовлеченности отцов в процесс воспитания детей. Хотелось бы видеть как можно больше заинтересованных мужчин.

— Один из семинаров-тренингов, которые будут проводить специалисты вашей кафедры, называется “Как быть родителем нестандартного ребенка”. Почему вы решили заострить внимание на этой теме?
Фото Сергея Лозюка

— Не секрет, что “особенные дети” вызывают неоднозначную реакцию в нашем обществе, которое до сих пор болезненно реагирует на инклюзию таких ребят в ряды здоровых сверстников. Наши занятия помогут матерям и отцам научиться определять проблемы в психическом развитии своего малыша и справляться с ними. Появление на свет ребенка с особенностями психофизического развития — серьезное испытание для семьи, особенно в том случае, когда ни мать, ни отец не имеют в подобного рода делах никакого опыта, и им просто не к кому обратиться за помощью, разъяснением и консультацией.

Недостаток образования в этом вопросе часто приводит к тому, что симптомы диагноза своего малыша родители замечают в более позднем возрасте. Соответственно, изначально выбирают ошибочную стратегию воспитания “особенного ребенка”. А ведь в странах Западной Европы и в США семьям, где растут дети с аутизмом или, к примеру, с болезнью Дауна, буквально с первых месяцев жизни малыша оказывают необходимую медико-психологическую помощь. Там никто не считает подобные диагнозы приговором: ребята посещают те же детские сады и школы, что и остальные дети, получают среднее специальное образование, без особых проблем устраиваются на работу.

Наша задача — научить родителей наблюдать за психическим состоянием своего ребенка, видеть сильные и слабые стороны его развития, помогать ему справляться с трудностями в общении, поведении, обучении.

— Еще одна любопытная и актуальная сегодня тема будущих лекций — “Ваш агрессивный ребенок: казнить нельзя помиловать”. Будет дан исчерпывающий ответ, где именно ставить знак препинания в известном выражении?

— Разумеется. Цель этого семинара — обучение родителей навыкам и умениям совладать с детским гневом и агрессией при использовании исключительно ненасильственных способов поддержания дисциплины. Вообще, любой взрослый должен понимать, что агрессия — абсолютно нормальная реакция подростка на “ненормальную” ситуацию. Когда у тинейджеров появляется “чувство взрослости”, их многое начинает “бесить”. Чрезмерная родительская опека, требования подчинения, выполнения каких-то приказов, физические наказания — тупиковый путь общения с кем бы то ни было, в том числе с собственными детьми. Агрессия и насилие всегда порождают ответную реакцию. Это закон бумеранга. Ребенок, которого родители унижают или бьют в тщетных попытках завоевать уважение или авторитет, не испытывает ничего, кроме боли и страдания.

Слишком многие современные мамы и папы путают понятия “авторитарность” и “авторитет”. Первое исключает второе. И разрушает самое главное, что должно быть между родителями и детьми, — доверие. Именно поэтому мы хотим научить отцов и матерей грамотному диалогу с ребенком. Тем, кто практикует в своей семье метод кнута и пряника, всегда нужно помнить о том, что рано или поздно роли поменяются. Отцы и матери состарятся, будут нуждаться в заботе и внимании, а сыновья и дочери вырастут. И, возможно, отплатят тем же, что видели, наблюдали и ощущали в детстве. В подавляющем большинстве случаев истории про стариков, которые позабыты своими детьми или вынуждены терпеть с их стороны насилие, имеют общий пролог.

— Как вы полагаете, получит ли ваш проект развитие?

— Мы надеемся на это. Понятно, что пока стать слушателями занятий могут только минчане или же матери и отцы, временно проживающие в столице. Однако в идеале “Родительские университеты” должны быть открыты во всех областях страны. Возможно, наш пример вдохновит коллег из других вузов.

Фото БЕЛТА

НА СЕМИНАРАХ-ТРЕНИНГАХ “РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА” ВАС ТАКЖЕ НАУЧАТ, КАК:

• управлять гневом и агрессией;

• быть родителем ребенка-левши;

• вести семейный бизнес;

• перестать строить гендерные отношения и начать получать от них удовольствие;

• помочь ребенку вырасти успешным и счастливым;

• правильно вести себя со “сложными детьми”;

• взаимодействовать с ребенком на основе взаимопонимания и сотрудничества;

• общаться с девочками-подростками, определять их проблемы, помогать им и себе в сложных жизненных ситуациях;

• понять, что заставляет наших детей лгать самым близким людям.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter