Я б в рабочие пошел, пусть меня переучат

Юристы и экономисты частенько переучиваются на сварщиков

Страны Европы и США поставили себе задачу к 2020 году сориентировать 60 % населения на получение высшего образования. Сейчас эта цифра составляет около 40 %. У нас в стране, где студентами мечтают стать фактически все выпускники школ, такая проблема не стоит. Другой вопрос: если все пойдут в белые воротнички, кто будет нас стричь, кормить, обшивать, строить дома?

Тема популяризации рабочих специальностей поднимается не один год. Но чаще всего аргументы в их пользу диктует личный опыт. Ведь бывает так, что выпускник вуза, не найдя впоследствии рабочего места согласно своей квалификации, соглашается на работу уровнем ниже. А то и вовсе переучивается, получая востребованную на рынке труда рабочую специальность. В систему ПТО, по словам первого проректора Республиканского института профессионального образования кандидата педагогических наук Эдуарда Калицкого, зачастую приходят юристы и экономисты, которые переучиваются на сварщиков, отделочников-плиточников.

В последнее время мы получили перевернутую систему образования, когда важнейшим социальным лифтом считается диплом о высшем образовании. Родители делают все, чтобы ребенок его получил, думая, что только тогда они обеспечили его будущее. По разным причинам государство такие возможности гражданам предоставляет. И сегодня у нас студенческих мест столько, что мы впереди многих стран Европы. Если в Германии на десять тысяч населения приходится 277 студентов, у нас эта цифра почти вдвое больше — 467. Мы обошли даже Японию, заявившую, что она готова дать высшее образование всему своему населению. Впереди нас разве что Россия, где этот показатель составляет 523 студента, и Украина — 488».

Кто тогда, учитывая демографическую «яму», идет в ССУЗы и ПТУ? По последней информации, озвученной Минобразования, это более 40 % выпускников базовых школ. И недобора в эти учреждения образования нет. Но есть ли там конкурс? Это уже другой вопрос. И что сделать для того, чтобы в ССУЗы и ПТУ, как, скажем, в Финляндии, шли лучшие ребята?

Эта страна раскрыла секрет популярности рабочих профессий и вполне успешно действует в этом направлении. После 9-го класса молодой человек здесь может выбрать обучение на уровне ПТО или школы. И в том, и в другом случае учеба занимает три года. За тем лишь исключением, что в школе можно получить только общее среднее образование, а в ПТО плюс к нему профессию. Конечно, выполнить двойную задачу сложнее. А потому и по плечу она сильнейшему. Тот, кто слабее, одолеет лишь школьную программу. Так что там в системе ПТО учатся далеко не двоечники. И такое понятие, как конкурс на место, тоже существует. К слову, если выпускник «два в одном» захочет впоследствии идти в вуз, там его возьмут в первую очередь. Ведь он точно определился, в какой сфере хочет работать, а значит, более мотивирован и учиться будет лучше. 

Положительный опыт популяризации рабочих профессий есть и на постсоветском пространстве. В частности, в Узбекистане, где после 9-го класса всех ребят в обязательном порядке распределяют в учреждения системы ССО. Там они, как и финны, усваивают и школьные знания, и профессию. Например, Эдуарду Калицкому довелось посетить колледж, где готовят связистов: ребята получают там квалификацию, обучаясь на оборудовании французской фирмы «Alcatel», говорят на трех языках — узбекском, русском и английском. Сомневаться, что им пригодятся такие знания, не приходится. Там есть и такие образовательные учреждения, как колледжи при вузах, то есть работает система непрерывного образования.

Поменять сознание выпускника школы в пользу ПТО традиционными методами профориентации невозможно — слишком уж сильна магия вузовского диплома. Но, изменив саму систему, а может, и цифры набора в вузы, опираясь на опыт других стран, повысить качество выпускников системы ПТО возможно. А с ним из сознания людей уйдет представление о пэтэушнике как о заядлом двоечнике.

Есть еще один момент, который не дает вывести среднее специальное и профтехобразование на новый уровень. Это отстраненность будущих работодателей от процесса обучения. Например, в Германии львиная доля средств на подготовку таких специалистов — это деньги заинтересованных в рабочих руках предприятий. У нас в организациях и учреждениях ждут уже готового специалиста. Хотя примеры, когда работодатель заинтересован в результате, есть, в частности, в Бобруйском государственном автотранспортном колледже. Там владельцы автосервисов выбирают первокурсников, которые в последующем могли бы у них работать, и в течение обучения платят им стипендии, обеспечивают площадкой для прохождения практики. И такой опыт тоже нужно развивать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter