Welcome to Belarus?

Набираю в поисковике welcome to Belarus и открываю первые предложенные сайты - посмотреть, как встречает наша страна виртуальных гостей...
Набираю в поисковике welcome to Belarus и открываю первые предложенные сайты - посмотреть, как встречает наша страна виртуальных гостей. «Хлебом и солью» в данном случае не работает, интернет еще не умеет передавать запахи и вкусы, но вот ярких фотографий и завлекающих роликов почему бы и не получить? Обратитесь в турагентство – вам не то что на картинках, даже на словах во всех красках расскажут про то, какие в Беларуси чистые озера, красивые замки, отзывчивые люди и вкусные блюда. А расскажет ли про это байнет современному путешественнику, который привык составлять маршрут, следуя увиденному в интернете?

На днях в редакцию «СБ» пришло письмо от белоруса, который живет в Берлине: «Нашел ссылку на новый интересный портал о Кобрине. Там показан город и окрестности во всей красе, собрано много материалов по всем достопримечательностям, известным личностям, местам отдыха… Там есть все. И мне очень понравилось виртуальное путешествие по Кобрину, где я родился. Хочется, чтобы каждый город Беларуси имел такой портал».

А почему бы и нет? Свои сайты для белорусских городов – редкость. Сейчас они есть разве что у местных исполкомов и газет, а даже если повезет найти официальную страничку отдаленного от центра города, то и там все не слава богу: то сплошные объявления о продаже запчастей, то новости в последний раз обновлялись год назад, а то и вовсе «закрыто на ремонт». На фоне такой картины даже не имеющие дизайна, а просто действующие сайты выглядят сюрпризом. Но мы же не в прошлом веке живем, честное слово!

В то, что сайты нечем наполнять, никогда не поверю. Документальный цикл АТН «Зямля беларуская» все 118 районов Беларуси показал так, как сами жители их, наверное, никогда не видели. Такой проект взять бы и сделать еще грандиознее: создать для каждого района свой сайт-визитку и объединить все в один каталог. Это же сколько туристов можно привлечь через такую виртуальную Беларусь, где каждый километр земли – со своей историей. Идея на поверхности, только непростая – факт. Здесь силами журналистов не обойтись, нужна поддержка местных жителей и чиновников. Брэнд города сам себя не создаст, но кто должен взять на себя ответственность за его создание – большой для нашей страны вопрос. То ли энтузиасты, то ли крупные компании, то ли министерства… Хотя решение напрашивается само собой: все, взаимодействуя друг с другом.

Но если отвлечься немного от глобальных идей, то что можно сделать уже сегодня?

Беларусь в 3D

Сайт ikobrin.ru, о котором идет речь в письме, работает уже два года, и на него действительно стоит взглянуть. Виртуальный 3D-тур проведет вас по главным улицам города, через сквер у площади Ленина ко Дворцу культуры и дому-усадьбе Суворова, а там рукой подать до... До любого места! Интернет-пространство все-таки. Зайти в аквапарк или музей, правда, не получится, но и без этого приятно побродить по солнечным зеленым улицам. Подобный 3D-город в байнете не один: два года назад появилась и виртуальная Лида, которая, впрочем, стала больше рекламной, чем туристической площадкой. 

Виртуальные путешествия уверенно завоевывают внимание людей. Первые панорамы улиц появились на картах Google, а год назад эта же компания запустила функцию, которая позволяет увидеть 15000 популярных достопримечательностей всего мира в 3D. Был бы только интернет – а там уже не составит труда посмотреть на Кремль с высоты птичьего полета, опуститься в вулкан Три Пика в Исландии, совершить путешествие на Северный полюс, зайти в Лувр или музей-квартиру Мейерхольда. Панорамы 360° – хорошая возможность без особых затрат создать привлекательный образ для туристов. Может, Беларуси взглянуть и в этом направлении? 

 


Официальные ролики

Видеоролики о белорусских городах создаются уже давно. Чаще – собственными силами горожан. Минск, Гродно и Брест дали старт этой теме и показали, что такой ролик нужен и стране в целом. Объявлялся даже тендер Национальным агентством по туризму, который завершился созданием официального туристического видео о Беларуси. Вот только на YouTube он собрал 3 тысячи просмотров за год, а ролик о туризме в Оклахоме, например, – 2 миллиона за три месяца. Что называется, почувствуйте разницу. А ведь природа там не уникальнее.

Рекордсмен среди роликов о Беларуси – видео Belarus: One Day In Life (2012), снятое по заказу Министерства иностранных дел. За год оно набрало 160 тысяч просмотров. В технике timelapse in motion, когда видеофильм создается из многих фотографий, в нем в 4 минутах показана красота белорусских городов и природы. Такой же ролик, только неофициальный, есть и у Минска: 120 тысяч просмотров за год. А зимой появилась еще одна интересная работа в этом стиле: минский фотограф Виктор Малыщиц снял видео «Беларусь в объятиях звезд», в котором показал нашу страну на фоне звездного неба.



Красиво, ничего не скажешь. Но у всех этих роликов есть одна важная черта: они созданы не для иностранцев, а для белорусов. Разумеется, это тоже хорошо: всего пару минут посмотришь на красиво запечатленные церкви или деревья – и в душе такая гордость за страну появляется, что хочется немедленно отправить эти кадры всем своим знакомым, чтобы тоже почувствовали. Но проходит еще несколько минут – и место гордости занимает огорчение, ведь показать такую красивую Беларусь хочется не только знакомым, но и всему миру. А мир вводит в поисковике welcome to Belarus – и попадает в лучшем случае на сайт belarus.by (стоит отдать ему должное, сделан сайт хорошо, разве что фотографий и видео не хватает). Но куда больше вероятность, что взору виртуального туриста предстанет полупустая страница турагентства средней руки.

Что нужно, чтобы виртуальные гости стали реальными?

До чемпионата мира по хоккею в Минске остается совсем ничего, и уж к этому-то событию имидж Беларуси в интернете нужно успеть создать. Да и в целом событие такого масштаба может стать хорошим трамплином для нового прыжка в туризме: к нам приедут тысячи иностранцев, и было бы глупо не воспользоваться возможностью подогреть их интерес. Не только чистыми улицами и новыми гостиницами, но и чем-то таким неуловимым, что называют «мифом» страны. Это не привычные туристические радости вроде вкусной национальной еды, это что-то исключительное, что есть только у нас, в Беларуси. Вы можете назвать это «что-то»? А назвать нужно, причем на уровне всего государства. Если задача кажется слишком сложной, есть отличное поле для экспериментов: интернет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter