Спектакль по Майку Пэкеру увидят в Минске

Взывая к трудовой совести

«За что хвататься? — думают сегодня современные режиссеры. — Чем удивлять?» Зритель пресыщен, сборы падают, примы нервно курят «Приму», разочаровавшись во всех возможных системах. Текст роли выпадает из рук. Партнер свистит в гримерной, черный бродячий кот самодовольно пересекает сцену, монтер демонстративно лузгает семечки. Премьеру назначают на пятницу.


Как отбросить все суеверия, собрать воедино существующий хаос и выпустить целостный современный продукт? От этих непосильных дум начинаются всевозможные разброд и шатания. Кто–то устраивает парад гениталий, бьет по зрачку обнаженкой, как модный у почвенников режиссер Серебренников в недавней шокирующей премьере «Машина Мюллер». Бинокли перед премьерой разбирают стремглав. Кто–то провозглашает себя главным «шекспироведом» и в этом своем заблуждении прекрасен. Кто–то бегает с диктофоном по вокзалу в поисках живой человеческой речи и интересных историй.

Или бывает еще хуже. Начинает режиссер W. ставить драматурга Q., и все начинают его ставить. Не понимая, что нельзя создавать спектакль машинально, по инерции, поддавшись моде или чужому влиянию. Как ни взывай к трудовой совести таких деятелей, к нашим мольбам они останутся безучастны и всегда будут держать нос по ветру. Даже если принесет он не совсем гламурное амбре с соседнего колхозного поля.

Потому мне всегда нравилось, какой дорогой и как выстраивал репертуар театр «Современник». Был он интересен и актуален и во времена хрущевской оттепели, и брежневского застоя, и горбачевской перестройки, и ельцинского разгула демократии. «Современник» всегда являлся властителем дум, но в отличие от Театра на Таганке на моей памяти в прямую конфронтацию с властью не вступал. Его знаменитые спектакли «Голый король», «Вечно живые», «Всегда в продаже», «Мурлин Мурло», «Звезды на утреннем небе» входили в топ событий. Чтобы достать билет на спектакли «Современника», очередь занимали с ночи. Контрамарка или билет в этот свободный по духу театр были лучшим подарком. Если смог отвести ты любимую девушку в «Современник», значит, не пустомеля, а крутой перец.

Почти первым театр заговорил о сталинских репрессиях. «Крутой маршрут» Галины Волчек, поставленный в 1989 году по одноименному автобиографическому роману писательницы Евгении Гинзбург, находится в репертуаре театра и сегодня. Когда–то довелось видеть этот спектакль. Он поражал контрастом между бездушными механистическими сценами допроса, этапирования героинь и человечностью их интонаций, взывающих к разуму, завораживал их отчаянными попытками сохранить достоинство и даже сдобрить куцее тюремное бытие шуткой или анекдотом.

Собственно, об этом и спектакль уже нашего времени «Горбунов и Горчаков» режиссера Евгения Каменьковича по одноименной поэме Иосифа Бродского. Режиссер Каменькович продолжает главную тему спектаклей «Современника» — тему человека, пытающегося сохранить собственное достоинство в невыносимых обстоятельствах гнусности и абсурда. Главные роли в «Горбунове и Горчакове», что радует вдвойне, играют очень хорошие молодые актеры. Глядя на них, заново поверишь в театр. Никакие сериалы, коньки и дельфины его не убьют. Играют в нем звезда фильма «9 рота» Артур Смольянинов и внук одного из создателей театра, продолжатель династии Олега Ефремова — Никита Ефремов. Их дуэт поэта Горбунова и стукача Горчакова бесподобен. Со сложным текстом горькой, иронической поэмы Бродского они расправляются с азартом молодых гончих.

На моей памяти это первое воплощение поэмы Бродского в современном театре. Но вот увидел режиссер Каменькович в ней ответы на какие–то свои вопросы и волнующий внутренний свет, и это волнение передалось нам. Вот уж у кого трудовая совесть при таких душевных затратах может быть спокойна.

Осенью могучий театр едет в Минск на гастроли. Покажет нам спектакль «Анархия» в постановке рок–музыканта Гарика Сукачева по пьесе английского драматурга Майка Пэкера «Дисфункционалы». Сюжет там вполне, что называется, из жизни: некогда популярная панк–группа решает воссоединиться и вернуться на сцену. Естественно, ничего хорошего из этого не выйдет. Для кого режиссерская ипостась Гарика Сукачева новость, напомним, что окончил он Липецкое областное культурно–просветительское училище и по образованию является режиссером театра. И даже снял три разные киноработы. Так что Сукачев тоже из тех, кто умеет удивлять.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 156 (25038). Вторник, 16 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter