Взяткой погасить кредит

Так решил  оперуполномоченный  ОБЭП Полоцкого  ОВД  на  транспорте…

Так решил  оперуполномоченный  ОБЭП Полоцкого  ОВД  на  транспорте…

Перед непростым выбором оказались сотрудники  Управления по борьбе с организованной преступностью по Витебской области ГУБОП МВД Беларуси, когда к ним  пришла жительница Полоцка Валентина Д. (по этическим соображениям ее фамилию не указываем) и заявила, что сотрудник местного отдела внутренних дел на транспорте Сергей Ярмакович за решение вопроса о непривлечении ее к уголовной ответственности за давнишние прегрешения требует 12 тысяч долларов.

Получалось, что тень подозрения во взяточничестве пала на подразделение, которое именно со мздоимством и призвано вести борьбу. Понимали борцы с организованной преступностью и коррупцией, какой может подняться шум в случае, если они сделают какой-то неверный шаг, а тем более допустят прокол. Тем не менее рискнули, взяв в оперативную разработку процесс дальнейших переговоров и торгов оперуполномоченного ОБЭП С. Ярмаковича с той, что обратилась к правоохранителям за помощью.

Конечно же, Валентина  в прошлом была далеко не безгрешна. Именно этим и хотел воспользоваться старший лейтенант милиции Сергей Ярмакович. В ОВД  на транспорте он пришел четыре с половиной года назад, окончив Полоцкий государственный университет по специальности «экономика и управление на предприятии». В его, оперуполномоченного ОБЭП, компетенцию входило выявление фактов правонарушений в сфере оборота валюты, горюче-смазочных материалов, подакцизных товаров и контрафактной продукции. Поощрения и взыскания у Ярмаковича чередовались. Пять раз поощрялся денежной премией за умелые и профессиональные действия, проявленные при проведении отдельных мероприятий. И в то же время за отсутствие требуемых результатов в работе на обслуживаемом участке по выявлению социально значимых преступлений, неиспользование методов оперативно-розыскной работы при документировании преступной деятельности проверяемого и другие упущения получил три выговора и один строгий.

Но больше, чем поощрения и наказания, старшего лейтенанта милиции волновало совсем другое. Он взял в банке кредит на строительство дома для своей семьи в сумме 21 миллион рублей, за пользование которым надо было платить немалые проценты. Ярмаковича крепко тяготило положение должника, находящегося на постоянном «крючке» у банка. И у него созрел замысел, по которому помочь ему  должна была именно Валентина.

Ярмакович  пригласил женщину в отдел на беседу. Она заявила, что не может прийти. Тогда оперуполномоченный  пришел к ней на работу сам, представился. Напомнил, что в 2004 году принимал участие в ее задержании. И при этом объяснил, что занимается проверкой всех дел, связанных в том числе и с нарушениями правил о сделках с драгоценными металлами и камнями. С момента задержания, сообщил старший лейтенант бывшей подследственной, у него осталась ксерокопия ее записной книжки, изъятая еще три года назад. По этим сведениям он вызвал немало людей. Они сообщили о новых фактах продажи золота в рамках старого уголовного дела, по которому его подопечная отделалась достаточно легко — штрафом да изъятием в доход государства конфискованных изделий.

— Мне пришлось у двух человек изъять золото, которое вы им продали. Так что в отношении вас снова, можно сказать, уже  возбуждено уголовное дело. Осталось только положить на стол начальству. На этот раз штрафом вы не отделаетесь — только лишением свободы, — «доверительно» сообщил Валентине  оперуполномоченный.

— За то, что нарушила закон, я судом уже наказана. А дважды за одно и  то же у нас не судят, — ответила  женщина.

— Вы глубоко ошибаетесь. Вам «светит» пять лет колонии, — безапелляционно изрек Ярмакович. Услышав это, Валентина заплакала.

— Успокойтесь, дорогая, — стал он ее утешать. — Я хоть и мент, но служба меня жестоким и бессердечным не сделала. Шел я к вам с другой целью, а сейчас вот решил вам помочь. Имеющиеся у меня ксерокопии записной книжки я смогу уничтожить. Но вот незадача: такие ксерокопии имеются и в старом уголовном деле, которое хранится в архиве суда. И если я доложу начальнику, что с новой разработкой ничего не получилось, он проверит дело, и все пропадет…

— Что же делать? — с тревогой и мольбой спросила отчаявшаяся женщина.

— Есть у меня в суде человек, который за определенное вознаграждение может изъять ксерокопии записной книжки из уголовного дела. Я попробую с ним переговорить, прозондировать, за какую сумму он возьмется решить этот вопрос. Позвоню вам в 16 часов…

Оперуполномоченный ушел, а Валентина сидела сама не своя. О работе уже не думала, и напарница отпустила ее домой. Валентина зашла по дороге к дочери, рассказала той, в какой новый переплет она попала. Дочь отреагировала: если придется платить, то они с мужем отдадут все сбережения, какие только у них имеются…

Ярмакович, как и обещал, позвонил в 16 часов. Заявил, что уже сорок минут стоит возле здания суда. Ждет ответа от своего друга, который с кем-то решает обговоренный ранее вопрос. Через десять минут он перезвонил снова и предложил встретиться возле аптеки, расположенной напротив полоцкого рынка «Стрелецкий», в 18 часов. При этом сообщил женщине, что для решения ее вопроса требуется 12 тысяч долларов США. Вообще-то, его друг запросил 15 тысяч, но затем 3 тысячи сбавил.

Перед встречей Валентина рассказала зятю о своих проблемах.

— Да за такие деньги я сам готов сесть в тюрьму! — сказал как отрезал тот. И тем самым поселил сомнения в душе у Валентины.

Встретившись с Ярмаковичем у аптеки, Валентина пригласила его для серьезного разговора к себе домой. Оперуполномоченный ОБЭП согласился. Сели на кухне, стали подробно все обговаривать. Валентина во время разговора ссылалась, что у нее нет такой большой суммы. Молодой офицер милиции  отвечал, что он и так уговорил друга уменьшить сумму. И посетовал, что зря с ней, необязательной, связался. Сейчас он вынужден будет в отношении ее возбудить уголовное дело. Валентина попросила у него еще сутки на то, чтобы попытаться собрать названную сумму. Когда гость уходил, она поинтересовалась, какими будут гарантии того, что уголовное дело возбуждено не будет?

— Вам только и остается, что поверить мне на честное слово, — таким был ответ.

Дочь принесла 2 тысячи долларов — все сбережения, что накопила с мужем. А Валентина все не могла определиться. Всю ночь она не спала, много дум передумала, а наутро решилась — обратилась с заявлением к сотрудникам Витебского управления по борьбе с организованной преступностью, которые работали в Полоцке. Остальное было делом техники.

Во время новой встречи Ярмакович сказал Валентине, что пришел из суда. Показал вскрытый конверт, в котором находилась серокопия ее записной книжки. Эти странички оказались непронумерованными, на них не было следов прошивки в деле. Валентина поняла, что работник милиции ее дурачит, но не стала об этом ничего говорить.

— Вот, забрал записную книжку в суде, а сейчас не знаю, что делать, — сокрушался оперуполномоченный. — Надо же рассчитываться за услугу, а в пятницу мне докладывать начальству по вашему делу.  Может, хоть тысячу баксов сегодня дадите?..

Позже в телефонном разговоре  женщина пообещала настойчивому опер-уполномоченному, что в пятницу у нее будет шесть тысяч долларов.

…На видеозаписи последней встречи  Ярмаковича и его «подследственной» Валентины, произведенной оперативниками УБОП по Витебской области ГУБОП МВД Республики Беларусь, оперуполномоченный ОБЭП — в джинсах, спортивной майке, ведет себя уверенно, по-хозяйски.

— Так какие все-таки гарантии, что дело не будет возбуждено? — спрашивает старшего лейтенанта хозяйка квартиры.

— Зачем мне себя подставлять?! — отвечает тот.

Через некоторое время предлагает сомневающейся: «Давайте я судью позову, вы сами тогда определитесь».

— А где он сейчас?

— На улице, вон у подъезда ждет, — отвечает Ярмакович и при этом откровенно врет: на улице его поджидает обычный знакомый, а никакой не судья.

Когда наконец Валентина передала пачку стодолларовых купюр, опер-уполномоченный вздохнул, как перед началом тяжелой работы, и пересчитал деньги. Убедившись, что ему передали действительно шесть тысяч долларов, деловито спросил: «А конверта нет никакого?» Когда конверта не нашлось, сложил деньги в целлофановый пакет. И между делом сообщил: «Завтра у меня будут проверяющие…»

Но «проверяющие» объявились сразу же: как только Ярмакович вышел из квартиры, его немедленно задержали с поличным. Полученные им деньги были изъяты и надлежащим образом оформлены. Возбудили уголовное дело.

 На стадии предварительного следствия Ярмакович юлил и изворачивался, утверждал, что шесть тысяч долларов Валентина  дала ему взаймы, но все его уловки оказались тщетными.

Суд Полоцкого района и г. Полоцка в приговоре постановил: С. Ярмаковича признать виновным в принятии должностным лицом для себя материальных ценностей, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за выполнение в интересах дающего взятку заведомо незаконного действия с использованием своих служебных полномочий (получении взятки), совершенном в крупном размере, и на основании ч. 2 ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь назначить наказание в виде лишения свободы на срок восемь лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности в органах власти и государственного управления на срок пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима.

Совершению С. Ярмаковичем  преступления способствовало много условий. В том числе: отсутствие надлежащего контроля оперативно-служебной деятельности оперуполномоченного как со стороны его непосредственного начальника, так и руководства Полоцкого ОВДТ. На отсутствие положительных результатов в оперативно-служебной деятельности Ярмаковича по выявлению преступлений коррупционной направленности руководство УВДТ реагировало лишь наложением на него дисциплинарных взысканий. Каких-либо организационных выводов по отношению к опер-уполномоченному и руководству ОБЭП Полоцкого ОВД на транспорте, к сожалению, своевременно сделано не было. Никого из этих должностных лиц не интересовало, к чему прилагает свои усилия их подчиненный в течение рабочего дня, что и позволило Ярмаковичу  заняться  «коммерцией».

Удручает то, что описанное выше преступление совершено сотрудником оперативного подразделения милиции, который в силу своих функциональных обязанностей должен был выявлять и пресекать коррупционные преступления.

С. Ярмакович хотел  одним махом погасить кредит в 21 миллион рублей. Да не получилось: как в известной карточной игре, случился перебор. Правовой и нравственный. Со всеми неизбежными в таких случаях издержками.

-----------------

Вместо послесловия — цитата из выступления Александра Лукашенко: «Со всей ответственностью я хочу еще раз повторить: пощады и спуска в этом плане не будет никому! Будь то высшее должностное лицо, член правительства, чиновник средней руки, сотрудник спецслужб или правоохранительных органов».

Арцвик МАДОЯН, старший следователь по важнейшим делам Белорусской транспортной прокуратуры, советник юстиции, Леонид ЮНЧИК, «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter