Президент открыл новую школу в Минске и провел урок для старшеклассников

Взять максимум знаний

В школах отшумели торжественные линейки, посвященные началу нового учебного года. За парты сели более миллиона мальчишек и девчонок, в том числе 115 тысяч первоклассников. Темой первого урока стала строка из стихотворения Янки Купалы «Занiмай, Беларусь маладая мая, свой пачэсны пасад мiж народамi!». Известные всем замечательные слова белорусского Песняра созвучны с темой Года малой родины и подчеркивают суверенитет и независимость Беларуси. Первый урок для старшеклассников провел и Президент. Александр Лукашенко приехал в школу-новостройку № 93 в минском микрорайоне Великий Лес и искренне напутствовал в лице ее учащихся всех школьников страны:

— Если вы хотите быть конкурентными в жизни, при всей сложности, нежелании порой учиться, тяжести образования надо себя заставить хотя бы прилично закончить школу и получить знания. В противном случае в будущей жизни вам делать нечего… Возьмите в школе то, что вы должны взять. Потому что завтра, уйдя из школы, этого уже не возьмете. Вы потеряете время. Возьмите максимум знаний, на что вы способны, и определитесь, чем вы будете заниматься после школы.


Исторический момент


Нарядные девчонки с белыми бантами и непривычно серьезные мальчишки, много музыки и слов поздравлений, пышные букеты цветов, первые звонки для первоклашек и взволнованные, со слезами радости лица их мам и пап. Картинки в первый день нового учебного года всюду похожие. Но для детей, учителей и родителей минской школы № 93 этот день все же запомнится особо. Сказать, что новую школу в столичном микрорайоне Великий Лес очень ждали, значит, не сказать ничего. В последние годы на территории бывшего военного городка построили много жилья, появилось много молодых семей с детьми. А вот две действующие школы были загружены под завязку. Срочно нужна была третья, и ее возвели в кратчайшие сроки. Увиденное здесь впечатляет. Скажу лишь, что мы в свои годы о таком храме знаний не могли и мечтать. Бассейн с двумя чашами, лыжная база, теннисный корт, современные хоккейные, волейбольные и спортивно-игровые площадки, большой стадион, гимнастический, тренажерные и хореографические залы, лингафонные кабинеты, мастерские по обработке ткани, древесины, металла. Радует, что таких школ в стране становится все больше.

Приехавшего в гости к новоселам Александра Лукашенко встречали громкими дружными аплодисментами. В молодости Президент служил в воинской части неподалеку. Такое не забывается. И спустя многие годы разве мог Глава государства не начать свое выступление на торжественной линейке с личных воспоминаний:

— По вашим аплодисментам я понял, что вы встречаете меня как земляка. И правильно. Еще вчера я думал, где же они там построили эту школу? И мне было очень приятно проехать по тем улицам, по которым я прошел не одну сотню километров и пробежал не один раз вместе со своими солдатами. Мне очень приятно побывать здесь спустя много времени. Территория преобразилась совершенно. Здесь не было этого микрорайона. Старшие люди это знают. Поэтому здесь много личного. И я действительно в этом плане ваш земляк.

Многое в этот день было впервые для новой школы: первый звонок, первые уроки, первое знакомство учеников и педагогов. Этим можно гордиться, на что обратил внимание Президент:

— Здесь начнется летопись школьных будней на многие десятилетия вперед, но все вы навсегда в этой истории останетесь первыми.

Новое школьное здание — это подарок новому микрорайону Великий Лес. Здесь неподалеку расположена прославленная 120-я гвардейская Рогачевская механизированная бригада. И многие родители нынешних школьников служат и продолжают славную историю своих предшественников. Пожелание Главы государства: пусть историческая память, а также современные успехи и достижения учеников и педагогов новой школы станут частью ее наследия и достойным примером, на который будут ориентироваться следующие поколения учащихся.

В ногу со временем


Всегда хочется, чтобы новый учебный год был интересным, успешным и познавательным. Но для этого каждый ученик должен прежде всего сам осознать ценность знаний. В этой связи Александр Лукашенко ориентирует молодежь взять максимум знаний в школе. А если что-то упустили — обязательно наверстать. И дело не только в том, что впереди поступление в вузы. Без знаний и самодисциплины становится все тяжелее достичь успеха в жизни. Сама жизнь настолько усложнилась, что даже обычным рабочим уже непросто работать. Умнеет техника, стремительно развиваются технологии, повышаются требования к специалистам всех уровней. Глава государства в качестве примера привел аграрную отрасль:

— Если раньше в хозяйстве мог работать тот, кто никому не нужен был в промышленности — вилы, лопату в руки и работай, — то сегодня такие рабочие в сельском хозяйстве уже не нужны. Пришла очень сложная техника. Поэтому мой вам совет: возьмите в школе то, что вы должны взять. Потому что завтра, уйдя из школы, этого уже не возьмете. А ваша проблема и сложность еще заключается в том, что вы с помощью учителей и родителей создаете базу, фундамент на будущее. Поэтому возьмите максимум знаний и определитесь, чем вы будете заниматься после школы.

Хотя день и праздничный, толика критики от Президента все же прозвучала в адрес учителей. За последнее время много сделано по совершенствованию учебников, учебных программ и методик. Повышены зарплаты учителям. Эта работа продолжится и впредь. Но сколько бы государство ни делало для школы, без должной дисциплины все усилия будут напрасны. А она, к сожалению, оставляет желать лучшего. Президент ждет исправления ситуации:

— Учителя, директора, заместители директора должны над этим подумать. Министру образования и губернаторам, мэру Минска поставлена жесточайшая задача. Школа — это храм. Туда надо приходить с чистыми помыслами, учиться, а не покуривать в туалете и заниматься непонятно чем.

Конечно, в первую очередь соблюдение дисциплины — это задача руководства школы и учителей. Они должны обеспечить нормальный учебный процесс. Конкретное поручение Президента:

— Организуйте таким образом ребят, чтобы ваша школа была и впредь такой новой и красивой. Это касается всех.


Сила личного примера


Путь к знаниям нелегок. И детям в школьные годы особенно нужна поддержка взрослых. Родители и учителя в этом деле должны быть мудрыми соратниками. У нас же некоторые учителя, по словам Президента, забыли дорогу к ученику после школы. Но и родители не должны всю ношу обучения и воспитания сваливать только на учителя. Президент убежден: процесс образования и воспитания — это единый процесс, в котором участвуют дети, родители и учителя.

— Ребенок больше всего времени проводит дома. И вам (родителям. — Прим. ред.) придется заниматься не только воспитанием, но и образованием детей.

При этом учителя должны основные знания давать в школе. Как подчеркнул Александр Лукашенко, нельзя перегружать ученика, чтобы он, отсидев в школе 5 — 6 часов, еще 5 — 6 часов занимался дома: «Так никогда не было и не будет. Это самообман! Поэтому я настойчиво рекомендую учителям заниматься на уроках основной массой передачи знаний ученикам. Примерно 75 на 25. Только 25 процентов дома, чтобы шлифануть свои знания, которые он получил в школе. И какую-то крупицу знаний получить еще из дополнительной литературы, из каких-то источников».

Бич современной молодежи — слабое здоровье. Компьютеры и смартфоны сделали свое дело. Большинство детей уже не вытащить на улицу погонять мяч. А ведь одного образования для формирования сильной конкурентной нации маловато. Президент призвал родителей больше заниматься с детьми физкультурой и спортом, подавать в этом личный пример.

Глава государства пожелал всем крепкого здоровья и неиссякаемой энергии. Ученикам — нацеленности на высокий результат. Родителям — веры в своих детей. Учителям — гордости за своих воспитанников.

На этом гендиректор стройтреста № 1 Владимир Бублик передал Президенту символический ключ от школы, который Александр Лукашенко вручил директору школы Оксане Цимбаленко. Под звуки фанфар Президент вместе с председателем Мингорисполкома Анатолием Сиваком и директором школы перерезали символическую ленточку.

Школьными коридорами


— Эта школа сама по себе уникальна, — не скрывала эмоций в беседе с журналистами Оксана Цимбаленко. — Даже сам ее простор позволяет реализовать все задуманные планы и мысли. Двум классам не нужно, например, уже ютиться в одном спортивном зале…

Водить по кабинетам Президента, показывая школьные фишки, кажется, могли не час и не два. Впрочем, первым делом Главу государства отвели в столовую. О том, где именно она расположена, догадаться можно было запросто: по запаху сдобных булочек. Александру Лукашенко начали рассказывать, чем в школах нынче потчуют детей. Глава государства в ответ высказался, каким школьное питание быть должно. Напомнив, что картошка — наше все. Спросил, есть ли в меню драники. Позиция Президента: кормить школьников нужно просто. Можно, например, положить яблоко, в обед приготовить драники, кусочек мяса, дать маленькую булочку, налить компот или чай.

— Вот и все! Деньги надо считать, но так, чтобы вкусно было для детей. И из своих продуктов. Вот как надо готовить! У нас же хватает молочных (блюд. — Прим. ред.): запеканки, сыры. Это все наше! Не выдумывайте ничего лишнего. У нас уже в городе навыдумывали столько, что они, особенно старшеклассники, здесь у вас перекусят, слава богу, свое, а потом пойдут и наедятся всякой гадости в городе.

Председатель Мингор­исполкома Анатолий Сивак тем временем поднял вопрос. Проблемный. Речь зашла о разнице в подходах к обеспечению питанием учеников. Стоимость питания детей в школах оплачивают родители. Для некоторых категорий учащихся, в том числе детей из многодетных семей, оно и вовсе бесплатное. Однако выбор невелик, да и получают такие дети иное питание, нежели их одноклассники. Президент категоричен — все должны быть в равных условиях.

В школьной швейной мастерской, следующей точке маршрута, Глава государства говорил о нехватке швей. Вспоминал, как едва ли не каждая девушка раньше могла связать носки и свитер, а теперь не всякая и пуговицу пришьет. Особое внимание Президента (как, впрочем, и всегда) — физической культуре и спорту. Александр Лукашенко заглянул в тренажерный зал. Затем в один из спортивных, где в этот момент дети играли в баскетбол:

— Кто у вас лучший баскетболист? — поинтересовался Глава государства и попросил одну из девушек продемонстрировать технику броска. Увиденным остался доволен. А позже признался: ребятам он завидует, так как у них сейчас есть возможность заниматься баскетболом по-настоящему.

В соседнем зале встречаем… Александра Каршакевича. Выдающегося белорусского гандболиста, справившего в этом году свое шестидесятилетие. Президент оживился:

— Вот он может научить. Даже я помню, как он играл. Даже у меня перед глазами его броски, когда ему набрасывали на ворота, он выпрыгивал оттуда, ловил мяч и забивал. И крутился-вертелся. Но ты же уже, наверное, их не научишь…

— Почему? Куда я денусь…

Легендарный спортсмен здесь неспроста. В школе реализуется совместный проект с гандбольным клубом «СКА-Минск». Тренировочные занятия под его патронатом проходят прямо в школе.

Подарок юным гандболистам — на мяче Президент оставил свой автограф.

Открытый урок


А вот с учениками одного из десятых классов Президент еще и сфотографировался. Самый настоящий вышел урок, где Глава государства — спонтанно — выступил в качестве учителя.

— Сразу сердце дрожит, когда заходишь в класс. Когда-то я тоже начинал так (работал учителем в школе. — Прим. ред.), поэтому очень приятно, — на Александра Лукашенко нахлынули эмоции. Один за одним вызывал учеников к доске, спрашивал и сам выслушивал многочисленные вопросы.

— Мы рассуждаем о том, как развивается страна в каждой сфере и как сделать так, чтобы этот процесс шел семимильными шагами, — рассказали Главе государства, едва он переступил порог класса.

— Семимильными — сложновато, — сказал в ответ Александр Лукашенко. — Я буду рад, если вы со своим вот таким оптимистом учителем придадите большую динамику в развитие Беларуси.

При этом Президент уточнил: говорить о том, что страна должна развиваться семимильными шагами, — это правильный подход.

— Ставишь задачу большую — ну, может быть, чуть-чуть не достигнут, но все же стремятся повыше прыгнуть, поэтому и результат больше. А почему трудно развиваться семимильными шагами: потому что очень жестокая конкуренция в современном мире. Произвести-то мы можем, что угодно можем создать. Здесь, в этой школе, практически все мы сделали своими руками. Вопрос — как продать? Конкуренция очень сильная.

О чем еще говорили на первом уроке?


Об IT


— IT сегодня является хорошим помощником — чтобы производительность была лучше, качественный был товар, дешевле. Пока это как вспомогательный (элемент. — Прим. ред.). Где-то с помощью IT больше продвинулись — в космосе, высоких технологиях, атомной энергетике. Только не ставьте перед собой цель: обязательно IT. Вы просто будете перед собой ставить ложные цели, которые вы, во-первых, не достигнете. Много вас будет таких. А со временем они вам покажутся ненужными. Вы совершенно к этому не приспособлены.

К чему это может привести, Президент рассказал на собственном примере: закончил исторический факультет пед­университета, а потом «партия объявила призыв на село».

— Я человек деревенский, вырос на природе. Мне было и в школе трудновато. Хотя даже до президентства для меня было очень важно, что я поработал учителем. Но я ушел в сельское хозяйство. Сложность в чем: что мне пришлось переучиваться. Даже не переучиваться, а образование новое получать. И после гуманитарного факультета тебе надо было сесть за парту — и вот пожалуйста: высшая математика, биология, химия — получать совершенно в другом направлении образование, развернуться нужно было. Слушайте, это самый тяжелый период в моей жизни.

О технологиях


Один из учеников по имени Елисей обратил внимание Александра Лукашенко на то, что неплохо было бы усовершенствовать технологию расчета за покупки. Сделать ее в том числе по отпечатку пальца. А также посетовал на отсутствие зарядок для телефона на каждой остановке.

— А почему у тебя так быстро разряжается телефон?

— Наверное, надо меньше в нем сидеть, — ответил Елисей.

Президент посоветовал школьникам быть аккуратными при использовании смартфонов и думать о безопасности персональных данных.

— В школу если вы и принесли (гаджет. — Прим. ред.), он не должен вам мешать. Вы попадаете в жесткую зависимость. Поверьте, вы попадаете в зависимость от прогресса нашего общества. Это плохо. Не теряйте контакт с традиционными носителями знаний — книгами.

Об одежде


Не стоит делать культ и из одежды и тратить на нее лишние деньги, подсказывает Глава государства:

— Не надо на этом заморачиваться. Знаете, я весь мир объехал: Америка, Запад… Первое мое было впечатление о западных политиках и богатых людях: помятые, не грязные, такие… Неопрятные. Думаю, у человека миллиарды — я с такими встречался. Однако со временем я понял, что они на этом не заморачиваются.

Александр Лукашенко уверен: лучше всех в мире одеваются наши женщины. Считает, что все должно быть функционально, просто.

— Не надо думать, что, если ты уже оденешься там за тысячу долларов, штаны и рубашку, значит, ты крутой.

Совет от Александра Лукашенко: для того чтобы девочке быть красивой, надо за собой следить. В частности, заниматься спортом.


Об экологии


Современная фишка — шеринг: прокат авто, велосипедов, самокатов. Тема экологии заботит десятиклассницу Екатерину. Однако не менее заботит она, как выяснилось на уроке, и Главу государства. Александр Лукашенко признался: и его порой тянет поехать на работу на электромотоцикле или на велосипеде.

— Это великое дело! Я, правда, не на электрическом велосипеде езжу чаще, а кручу педали обычного, — заметил Глава государства.

Самым же любимым электротранспортом для Президента, как он сам признался, является электромотоцикл.

— Наш минский завод уже делает. Хорошая штука. Конечно, он не летит на 180 км/ч, как «Тесла». Но очень приятно. И тебя в этом поддерживаю. Мы будем все больше переходить на электромобили, — сказал Президент. — Потому что вы, молодые, не замечаете, что такое экология.

Глава государства отметил, что есть много людей, которые хотели бы жить и работать в центре столицы — в частности, на проспекте Победителей и Независимости, а территории вдоль кольцевой считают не очень хорошими с точки зрения экологии из-за большого количества машин.

— Но эта машина передвигается (по МКАД. — Прим. ред.) на большой скорости. Сжигается все топливо. Нет этой грязи, которая выбрасывается на проспекте Независимости, — считает Александр Лукашенко. — Когда нет ветра, накапливается много неотработанных газов. Ты остановился на перекрестке, начинаешь трогаться, идет перегазовка. И топливо не сгорает. А сколько двигателей неотрегулированных? И вся эта грязь, гадость вываливается на центральных проспектах. А ты там работаешь и там живешь в шикарном районе. Глупость абсолютная. Лучше жить где-нибудь подальше от центра с точки зрения экологии.

Экология, заметил Президент, его любимая тема. А к теме озеленения у него и вовсе отношение особое. Неспроста Глава государства попросил школьников определиться, где можно посадить деревья на территории их школы.

— Вы знаете мою программу и требование: прежде чем спилить дерево — подумай. Хотя минчане часто ругаются на власти местные, что они пилят дерево — вот у нас огромное дерево, его спилили. Но надо понимать, что дерево, как и человек, и все другое, стареет. Надо вовремя убирать: или перерабатывать на древесину, или в противном случае на дрова, или же оно когда-то упадет тебе на голову. Но это редкость. Спилил одно — посади десять. Такой порядок.
43 медали завоевали белорусские учащиеся на международных предметных олимпиадах в 2019 году. В том числе 5 золотых, 15 серебряных и 23 бронзовые награды.

О востребованных профессиях


На просьбу назвать две-три самые востребованные в будущем профессии Александр Лукашенко посоветовал юным собеседникам не зацикливаться на этом.

— Будут все профессии востребованы, вы их видите. Спокойно учитесь, в десятом классе вы почувствуете свои способности к чему-то. Вот этим путем и идите. Профессии просто так не исчезают мгновенно. В конце концов еще и сами придумаете какую-то профессию, чем заниматься. Но запомните: у вас должны быть к этому способности.

По словам Президента, в свое время ему довелось оканчивать экономический факультет.

— Много там «хлама» было, я уже сейчас как Президент это убираю в вузах, много ненужного. Например, высшая математика. Надо понимать, что это такое, но так глубоко давать ее… Сколько я потом ни работал в сельском хозяйстве, в промышленности, мне она в таком объеме не нужна была. Но мы же все равно вколачиваем человеку в голову эту высшую математику. Поэтому я настаиваю: не надо пичкать детей в школе 11 лет всем и вся. Надо дать базу, чтобы он мог определиться, чем заниматься дальше. Но самая лучшая профессия — это учитель. Или руководитель какого-то предприятия. Если бы я не был учителем, не получил педобразование, я не был бы Президентом.

О борьбе с пагубными привычками


Президента спросили, как он относится к ужесточению законов по борьбе с пагубными привычками. Александр Лукашенко рассказал, что сам он никогда не пил и не курил, потому как очень хотел стать футболистом. Что касается антинаркотического законодательства, то недавно были приняты серьезные меры по его ужесточению.

— Где-то мы, наверное, перегнули с точки зрения того, что тот, кто эти наркотики потребляет, это больной человек, — сказал Александр Лукашенко. — Я считал, что их надо воспитывать трудом, в колонии. Мы их перевоспитываем. Но это страшная ломка, когда ты пристрастился к наркотикам, а потом тебя без медицины начинают отучать от этого. Поэтому где-то, наверное, мы должны больше их лечить. А вот тем, кто сюда привозит, распространяет наркотики, а еще больше производит, никакой пощады не будет.

По словам Президента, принять решение об ужесточении законов росчерком пера — это самое простое.

— Если так жестко ломануть, большая часть общества встанет на дыбы. Времена не те. Поэтому надо делать все аккуратно и постепенно. По антинаркотическому законодательству мы убедились, что жестковато это сделали. Отпустим, но немного. Постепенно и здесь (в антитабачном законодательстве. — Прим. ред.) будем ужесточать порядок. Хочешь курить — иди забейся куда-нибудь в угол, под дерево, там кури и не мешай другим.

Глава государства отметил, что в школах фиксировали факты, когда старшеклассники курили с учителем.

— Это ненормально, школу надо приводить в чувство! Сюда вложены огромные деньги, тебе здесь бесплатно дают образование. А ты ведешь себя, как будто это какая-то забегаловка. Вот это надо выкорчевывать железно.

*  *  *

…На прощание Александру Лукашенко подарили сделанные школьниками сувениры — куклы в образах первоклассника и первоклассницы. Глава государства высоко оценил мастерство и поручил разместить подарки в экспозиции Дворца Независимости. Тепло пообщался Президент и с родителями. Александр Лукашенко также оставил запись в школьной Книге почетных гостей с пожеланием, чтобы новая школа стала уютным домом для многих поколений учеников и педагогов.

konon@sb.by



Президент открыл новую школу в Минске

Лукашенко ориентирует молодежь взять максимум знаний в школе

Лукашенко констатирует падение дисциплины в школе

«Примерно 75 на 25» — Лукашенко ориентирует педагогов на то, чтобы основную массу знаний дети получали в школе

Президент советует молодым быть готовыми к конкуренции

Фото: БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter