Как уменьшить затраты и снизить себестоимость, реформировать неэффективные хозяйства, какую роль в этом могут сыграть фермеры и другие инвесторы?

Взять колхоз с долгами и фермами? Или выращивать морковку

Как уменьшить затраты и снизить себестоимость, реформировать неэффективные хозяйства, какую роль в этом могут сыграть фермеры и другие инвесторы? 

ОТВЕТЫ на эти и другие вопросы в конференц-зале «СГ» искали начальник отдела реформирования, предпринимательства и малых форм хозяйствования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Александр КАЗАКЕВИЧ,  доцент Института повышения квалификации и переподготовки кадров БГАТУ Александр ШИБЕКО, глава КФХ «Вилия-агро» Кобринского района Василий НОВИК, исполнительный директор Брестского областного агропромышленного союза Николай КАЗАК, директор СУП «Экспериментальная база «Натальевск» Червенского района Елена МАХНАЧ,  глава КФХ «Устымчука Николая Николаевича» Ивановского района Николай УСТЫМЧУК, глава КФХ «Новицких» Лунинецкого района Владимир НОВИЦКИЙ.

Александр КАЗАКЕВИЧАлександр ШИБЕКО

Василий НОВИК

Николай КАЗАК


Елена МАХНАЧ

Николай УСТЫМЧУК

Владимир НОВИЦКИЙ

Казак: — Многие аграрии ездят в зарубежные страны. Надо стремиться перенимать и внедрять у себя все лучшее. Например, как уменьшить затраты за счет оптимизации количества специалистов.  Давайте зададимся вопросом: почему у нас в каждом хозяйстве стремятся к одинаковой бюрократической системе управления? Обязательно должен быть заместитель руководителя, главный агроном и зоотехник, у которых тоже есть подчиненные. Почему должен быть обязательно заведующий фермой? В западных государствах чаще всего на те же объемы произведенной продукции значительно меньше специалистов. Человек одновременно ветврач и зоотехник, бухгалтер и экономист. Если пойти по такому пути, это станет одним из шагов к снижению себестоимости. 

Шибеко: — Приведу пример. В Гродненской области фермеру предложили присоединить отстающее хозяйство. Он согласился, но при условии, что сам будет совмещать должности агронома и зоотехника. Экономист ему тоже не нужен,  согласен держать лишь бухгалтера и ветврача. Сегодня в среднем на хозяйство 34 человека административного аппарата. При желании можно безболезненно сократить его в два раза. Вот и экономия. К сожалению, некоторые наши хозяйства выбрали для этого не лучший путь: уменьшили зарплату.

Казакевич: — Однозначно ответить, больше нужно специалистов или меньше,  сложно. Все зависит от масштабов организации. Надо смотреть по ситуации, совмещать должности или нет.

Махнач: — Считаю: экономить надо не на специалистах. И вот почему. Агроном получает 60—70 миллионов рублей за год (старыми деньгами). А хозяйство только на защиту растений тратит более 2 миллиардов. Технологии с каждым днем становятся все сложнее. Если их не соблюдать в точности, можно недобрать значительное количество урожая. Сэкономив на агрономе, потеряем в десятки раз больше. Или возьмем современную ферму. Там нужны не только ветврач и зоотехник, но и компьютерный специалист по работе со стадом. А экономить надо на простых работниках при внедрении новых технологий. Поясню. Привязное содержание 800 коров требовало 25 доярок. Когда перешли на беспривязное,  потребовалось лишь 6. 

Казак: — У нашей организации есть небольшой опыт реализации международных программ. Получали гранты Евросоюза. В начале года вместе с украинскими коллегами подали заявки в ЕС на конкурс по двум проектам. Один из них — создание консультационных центров для сельхозпроизводителей Брестской и Волынской областей. Нас прежде всего интересует вопрос экономической эффективности молочного животноводства. Поэтому хотим при областном агропромышленном союзе создать группу консультантов по этому направлению. Если проект себя оправдает, попробуем и в других сферах.

«СГ»: — Но ведь существуют обл- и райсельхозпроды. Они тоже помогают хозяйствам работать.

Казак: — К сожалению, так сложилось, что у этих структур несколько иная роль. Конечно, они также консультируют, но чаще занимаются статистикой или контролем. У специалистов часто просто нет времени на то, чтобы глубоко оценить ситуацию в хозяйстве, побыть там несколько дней и дать дельные советы. 

Шибеко: — Проблема еще и в том, что в последнее время туда нередко приходят люди неопытные, иной раз прямо со студенческой скамьи. Что они могут подсказать? 

Казак: — Мы же на роль консультантов по молочному животноводству намерены приглашать, пока по договору подряда, достойно показавших себя ныне действующих руководителей и отраслевых главных специалистов на конкурсной основе. Это новая для нашей страны форма работы, которая давно хорошо зарекомендовала себя в мировой практике. Группа должна, на мой взгляд, быть мобильной и состоять из трех человек: консультантов по молочному животноводству, кормопроизводству и экономической эффективности отрасли. Предполагается организовать не менее трех групп. Они должны «отрабатывать» конкретные хозяйства и постоянно сопровождать, пока не появятся положительные результаты.

«СГ»: — Консультантам надо платить.

Казак: — Да, если наш проект будет поддержан в Евросоюзе, в течение первого года финансирование будет идти оттуда.

«СГ»: — А когда гранты закончатся?

Казак: — В перспективе эти группы должны работать на профессиональной основе и получать солидное вознаграждение. Безусловно, нужна будет поддержка и понимание важности дела.

Шибеко: — Считаю, что появление консультантов принесет только пользу сельхозпроизводителям. Они не будут конкурентами районным или областным структурам. Каждый будет заниматься своим делом. К тому же затраты на таких специалистов не лягут на бюджет. А новые помощники сельчан будут заинтересованы в результатах своей работы. Если они не станут работать эффективно, не заявят о себе хорошо, никто не захочет платить деньги.

Казакевич: — В принципе, в любом районе, кроме управления сельского хозяйства и продовольствия, есть немало других служб, где можно получить ответы на любые вопросы. Но если будут дополнительные консультанты, не за счет бюджета, это не помешает.

Махнач: — Вопрос не так прост, как вам кажется. Консультант за три дня в лучшем случае проблему только увидит. А решать ее все равно тем людям, которые там работают. Не надо также забывать, что советы консультанта могут вступить в противоречие с требованиями управления сельского хозяйства и продовольствия. Кому отдавать предпочтение? Считаю: грамотным и ответственным специалистам сельхозорганизаций, где дела идут хорошо, консультанты не нужны.  А плохо работающим они не помогут. 

«СГ»: — На Всебелорусском народном  собрании Президент поручил рассмотреть вопрос о возможности расширения угодий фермеров. 

Новицкий: — У меня 842 гектара. Техники столько, что можно обрабатывать в четыре раза больше. Словом, хотелось бы получить дополнительно минимум 2 тысячи гектаров. Неоднократно обращался к местным властям — получаю отказы. Хотя я успешно занимаюсь выращиванием моркови, произвожу 35 тысяч тонн, поставляю в основном в Россию. Но выручка приходит в Лунинецкий район. Могу больше инвестировать в сельское хозяйство.

Устымчук: — Работаю на 350 гектарах. Из-за малого количества земли нарушается севооборот. Просил дополнительную — не дают. 

Новик: — У меня 1760 гектаров земли. 450 голов КРС, в том числе 200 коров, 560 — овец. По сути, небольшой колхоз. Мне земли никто никогда не жалел. Сколько просил, столько и давали.

Казак: — Потому что он занимается животноводством.

«СГ»: — У районных властей своя логика: дай фермерам дополнительную землю, вырастят картофель и морковь. Зато кормовые угодья уменьшатся, упадет производство животноводческой продукции. А это экспорт, валюта. 

Шибеко: — Действительно, наши фермеры предпочитают заниматься растениеводством. Это быстрые деньги. А для выращивания бычка, например, требуется полтора года. 

Казакевич: — Вопросы выделения земли надо решать с местными властями. Они, исходя из общегосударственных интересов, оценят, что в данный момент важнее для страны.

«СГ»: — Чтобы получить дополнительную землю, возможно, надо идти по пути, избранному Василием Новиком, — осваивать животноводство. Тем более что один из вариантов реформирования убыточных сельхозпредприятий предусматривает присоединение их целиком или по частям к фермерским. Как говорят на местах: берешь колхоз — получишь землю. 

Устымчук: — Смотря на каких условиях присоединять хозяйство. Если у него миллиардные долги, я их гасить не согласен. Пусть это делают те, кто в них залезал. А если без чужих финансовых обязательств, то можно подумать. Готов даже заняться животноводством, не боюсь его, знаю. 

Новицкий: — Каждый должен заниматься своим делом. Я специализируюсь на овощеводстве. Как я могу заниматься молочным животноводством, если в нем не разбираюсь? Поэтому не стал бы брать хозяйство даже бесплатно или за одну базовую величину.

Новик: — А я бы с удовольствием взял убыточное сельхозпредприятие целиком. Животноводством занимаюсь со времени создания КФХ. Готов и отдавать чужие долги. Но есть одно условие. Сегодня нормативными актами предусмотрена реструктуризация задолженности проблемных хозяйств на пять лет. Считаю, этого мало. Введите десять, и множество не только фермеров, но и промышленных предприятий, других инвесторов согласятся присоединить убыточные СПК или ОАО.

Махнач: — Думаю, фермерам трудно поднять отстающие хозяйства из-за того, что они значительно больше крестьянских. Надо присоединять аутсайдеров преимущественно к крупнотоварным.  К нашей базе в прошлом году добавилось убыточное хозяйство с 26 миллиардами долгов. Постепенно все проблемы решаем.

Казакевич: — Вопросы реорганизации сельхозпредприятий, реформирования убыточных и финансового оздоровления неплатежеспособных хозяйств в течение двух лет регулировались Указом № 348. 4 июля вышел Указ № 253, направленный на оздоровление сельхозорганизаций с критическим финансовым положением.  Документ предусматривает их реорганизацию, продажу, безвозмездную передачу, а также сдачу в аренду, передачу предприятия в доверительное управление, модернизацию системы управления с учетом мировой практики. Предоставлен широкий спектр преференций для инвесторов. Думаю, это подтолкнет и фермеров, и различных юридических лиц активнее брать на прицеп аутсайдеров.

gedroiz@sb.by

Фото автора и Павла ЧУЙКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter