Взять или не взять — вот в чем дилемма

Даже коробка конфет и цветы, преподнесенные должностному лицу при определенных обстоятельствах, могут квалифицироваться как взятка На состоявшемся недавно совещании по вопросам деятельности прокуратуры страны, которое прошло с участием Президента, Александр Лукашенко подчеркнул, что к контролирующим правоохранительным органам, качеству их работы предъявляются повышенные требования. Одним из важнейших направлений было и остается предотвращение и пресечение коррупционных явлений. О том, как строится сегодня данная работа, что необходимо сделать, чтобы повысить ее эффективность, а также о других любопытных моментах, связанных с этой сферой, корреспондент “НГ” беседует с начальником отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры Гомельской области Владимиром ЕМЕЛЬЯНЧЕНКО.

Даже коробка конфет и цветы, преподнесенные должностному лицу при определенных обстоятельствах, могут квалифицироваться как взятка

На состоявшемся недавно совещании по вопросам деятельности прокуратуры страны, которое прошло с участием Президента, Александр Лукашенко подчеркнул, что к контролирующим правоохранительным органам, качеству их работы предъявляются повышенные требования. Одним из важнейших направлений было и остается предотвращение и пресечение коррупционных явлений. О том, как строится сегодня данная работа, что необходимо сделать, чтобы повысить ее эффективность, а также о других любопытных моментах, связанных с этой сферой, корреспондент “НГ” беседует с начальником отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры Гомельской области Владимиром ЕМЕЛЬЯНЧЕНКО.

— Владимир Михайлович, что, по-вашему, лежит в основе коррупции?

— Основываясь на своем опыте, на первое место среди причин коррупции я поставил бы человеческую жадность. Как показывает анализ, вступившие на коррупционный путь — это, как правило, люди далеко не бедные, при должностях и хороших зарплатах. Порой при таких, что среднестатистическому гражданину они и не снились. За примерами в этом плане далеко ходить не надо. За первое полугодие нынешнего года в Гомельской области за коррупционные преступления к уголовной ответственности привлечено 128 должностных лиц. Трое из них представляют районные исполнительные органы власти, 62 человека занимали должности, связанные с организационно-распорядительными функциями, 31 — с административно-хозяйственными. 24 человека представляют органы местной исполнительной власти и подчиненные им структуры и подразделения. И коль уж мы с вами начали с некого социального анализа явления, то я отметил бы, что коррупционеров — людей, как правило, с высоким интеллектом — отличает самонадеянность. Они уверены, что до них не доберутся, ведь действуют они, как им кажется, предельно осторожно. Деньги необязательно берутся за какое-то конкретное действие, хотя и таких примеров достаточно, а за подпись под неким документом, доверительный разговор о содействии с другим лицом. Должен сказать, что за последние годы со стороны государства сделаны серьезные шаги по уменьшению зависимости “маленького человека” от произвола чиновника, что также снижает взяточничество. В качестве примера можно привести совершенствование системы выдачи справок и всевозможных документов, внедрение принципа одного окна.

— О громких коррупционных делах, вскрытых за последнее время в Гомельской области, было немало сообщений, в том числе и в “НГ”. Одно из них, в частности, связано с бывшим гендиректором ОАО “Рогачевский молочно-консервный комбинат”. Областной суд недавно вынес ему приговор. За хищения в особо крупных размерах гендиректор получил девять лет лишения свободы и другие ограничения. А есть ли у нас “оборотни в погонах”, о которых нередко сообщает российская пресса, которая, собственно, и родила это расхожее образное выражение?

— К сожалению, есть. С начала нынешнего года возбуждены два уголовных дела против сотрудников органов внутренних дел. Речь, в частности, идет о руководителях полка патрульно-постовой службы УВД Гомельского облисполкома, которые обвиняются в превышении служебных полномочий и совершении хищения с использованием служебного положения. В городе Ветке за получение взяток районным судом вынесен приговор, который в ближайшее время вступит в силу, сотруднику милиции. Безусловно, это достаточно неприятные факты, подрывающие авторитет органов, отдельные представители которых, вместо того чтобы неукоснительно соблюдать закон, сами нарушают его. В то же время их выявление и уголовное наказание свидетельствуют, что правоохранительные органы намерены отстаивать чистоту своих рядов.

— А можно ли сравнить коррупцию с болезнью, которую легче предупредить, чем лечить?

— На профилактику мы делаем значительный акцент, стараясь выявить причины и условия, способные привести к коррупционным преступлениям, на начальной стадии. Понятно, что в одиночку с этой проблемой правоохранительным органам не справиться, а потому привлекаем другие государственные органы, властные структуры, которые должны этим также заниматься. На наш взгляд, значительный вклад в эту работу должна внести исполнительная власть. Безусловно, многое зависит и от рядовых граждан. Немало случаев, когда они сами порождают подобные проявления, порой даже из добрых побуждений. Взять те же коробки конфет, цветы врачам, учителям, представителям других сфер.

— А разве цветы и конфеты могут квалифицироваться как взятка, ведь это повсеместно практикуется, нередко с благодарностью и от чистой души?

— Всякое бывает. И коробка конфет может быть взяткой. Дело в том, что ее размер законодательством не определен. Любая сумма, любой предмет, имеющий материальную ценность, может быть отнесен к взятке. Все зависит от того, при каких обстоятельствах это сделано. Бывают пограничные ситуации, разбираемся по каждому конкретному случаю.

— Коль речь зашла об уголовной ответственности, хотелось бы уточнить, какие сроки лишения свободы предусмотрены законом за данные преступления?

— Если говорить о сроках лишения свободы, то в зависимости от тяжести совершенного они варьируют от 6 до 15 лет. Плюс к этому сопровождаются другими наказаниями — конфискацией имущества, как в уже упомянутом деле гендиректора Рогачевского молочно-консервного комбината, карьерными ограничениями. И в данном примере осужденный лишен права занимать руководящие должности сроком на пять лет. Это также достаточно тяжелое дополнение, ведь карьера выстраивается на протяжении долгих лет. Факторы потерь можно продолжить и дальше — это и “пятно” не только на личной биографии, но и на репутации близких людей. Дети, родители которых совершают преступления, могут оказаться в затруднительной ситуации при выборе профессии, трудоустройстве. Словом, прежде чем поддаться соблазну легко улучшить свое материальное положение, необходимо сорок раз взвесить, а что же будет впоследствии, и остановиться.

— Можно личный вопрос? А вам не поступало предложений за благоприятное решение вопросов следствия?..

— Не хотелось бы переходить на личности, тем не менее скажу: не поступало. Здесь все зависит от репутации и нравственности. Когда не даешь повода, не будет и предложения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter