Мелкому бизнесу мешают развиваться крупные конкуренты и бюрократия

Взять дело в свои руки

Время требует развития деловой инициативы. Обсуждаются варианты упрощения ведения бизнеса. Ряд уступок государство уже сделало: стать предпринимателем сегодня можно за 15 минут. Но легко ли двигаться дальше? Задавшись этим вопросом, я решил пойти по стопам начинающего дельца.

Фото Нины Леоновец

Начал с самой популярной у коммерсантов — торговли на рынке. Изучив брестские предложения и цены, загораюсь идеей разнообразить ассортимент и возить детскую одежду из Украины. Обращаюсь по месту жительства в администрацию Московского района Бреста. В службе «Одно окно» меня отправляют в отдел экономики. Ведущий специалист Александра Кондрасюк высказывает свое мнение:

— Чтобы открыть ИП, надо поговорить с теми, кто этим занимается. Разузнать все. В принципе, не значит, что если у кого–то не получилось, то не получится и у вас. Дальше нужно самостоятельно изучить материалы: какая нужна документация. Если решили торговать одеждой — требуется сертификация. Это стоит денег. Плюс налоги, взносы в Фонд соцзащиты, куда ИП каждый месяц отчисляет около 90 рублей.

Да, если не форсировать вопрос, на изучение всех подводных камней может уйти не один месяц. И интернет здесь не лучший помощник. По сути дела, в исполком нужно приходить, уже имея четкое представление о своем деле, с составленным бизнес–планом. В идеале — пройдя обучение, благо курсы, где учат планированию дела, рассказывают о нюансах с налогами и отвечают на вопросы потенциальных предпринимателей, сейчас есть.

Итак, чтобы стать новоиспеченным бизнесменом, достаточно взять с собой фото, паспорт и квитанцию об оплате госпошлины: 11 рублей 50 копеек. Регистрация занимает 15 — 20 минут. Через пять дней мне должно прийти извещение о постановке на учет в налоговой, ФСЗ. Придется немного побегать с заявлениями, определиться с вариантом уплаты налога, но на этом этапе подводных камней нет.

Взять павильон в аренду тоже не составит труда. На одном из крупных городских рынков, «Лагуна», 600 торговых мест. Задействовано около 90%, так что есть куда вливаться. Для себя я выбрал крытый киоск в несколько «квадратов» средней стоимостью, эквивалентной 5 евро. Вместе с «коммуналкой» это статья расходов приблизительно в 200 рублей ежемесячно.

Все. Можно ехать на закупки. И вот оно — первое разочарование. Украина, как и многие другие страны, для большинства ипэшников закрыта. Этим и объясняется довольно однообразный выбор товара. Импорт в основном из России. Лишь в немногих павильончиках я увидел турецкий товар, но и он, как оказалось, привезен из Москвы. После того как бизнесменов обязали закупать одежду по техрегламенту Таможенного союза, с документами, подтверждающими соответствие продукции, оптовые рынки, где товар отпускался без сертификатов, отпали.

Мария Самусик
Фото Нины Леоновец

Таким образом, копеечная турецкая кофта доходит до брестского рынка, сделав крюк через российскую столицу и получив там документы. Бизнес идет через посредников, отсюда и большая накрутка в цене. Предприниматель с многолетним стажем Галина Ивашкова на мою авантюру смотрит скептически:

— С нуля начать свое дело сейчас нереально. Торговля упала. С нами конкурируют сетевики и секонд–хенды. Выживают те, кто крутится годами. Нужно чувствовать товар, знать спрос. Пока новичок набьет руку — уйдет в минус. Условия жесткие.

Ей вторит ИП Мария Самусик:

— Нюансов множество. Если вы собрались торговать детской одеждой, нужно знать, что ту, где много синтетики, брать не будут. Покупатель купит хлопок в соседней палатке. Вопрос не только в цене, но и в качестве.

Надо сказать, не все продавцы общаются с охотой. Предприниматель Валентина, как и многие другие, попросившая не указывать фамилию, откровенничает — своих детей на рынок она не отправит:

— Летом — жаримся, зимой — мерзнем. Раньше я торговала женской одеждой. Документов не требовалось. Брала товар напрямую, а сейчас все через посредника, который накручивает цену. Теперь вожу с наших баз детскую одежду, но она очень дорогая. Я работаю с ней уже полтора года, а прибыль еще не получаю. Когда–то, да, привезла товар на 1,5 тысячи долларов. 500 отторговала и поехала дальше. Сейчас такого нет.

При таком раскладе ипэшники говорят в один голос: больше, чем на предприятиях, они не зарабатывают. В лучшем случае в семейный бюджет можно отложить 700 — 800 рублей. Одним словом, крепость, которую с наскока не взять. По моим подсчетам, исходя из предложений оптовиков, только на первую партию товара на заполнение павильона, скажем, в 1.500 единиц по цене от 10 до 20 рублей мне понадобится около 22 тысяч рублей. Плюс разовые выплаты при регистрации и последующие отчисления. В общем, стартовать без 35 — 40 тысяч в кармане не стоит. И даже самый выгодный кредит в этом случае брать очень рискованно.

Торг с препятствиями


Проблемы у бизнесмена могут возникнуть и на ровном месте. К примеру, в Пинске ИП Александр Шершень еще в 2015 году взял в аренду помещение актового зала одного из общежитий города, стоявшее на балансе местного ЖРЭУ. А вот съехать оттуда просто так не получилось. Коммунальные службы отказались принимать помещение, где предприниматель по настоянию санстанции установил рукомойник. Потребовали его демонтировать. Это могло повлечь серьезные затраты. Зал пустовал, а аренда капала. Споры шли не один месяц. Вопрос был снят только после обращения частника к председателю Пинского межрайонного КГК Владимиру Петько, который приводит в пример и другие коллизии:

— В Лунинце бизнесмен построил двухэтажный жилой дом, на первом этаже которого хотел открыть непродовольственный магазин. И полтора года бьется, чтобы перерезать ленточку. Оказалось, исполком не может дать разрешение на открытие, поскольку по законодательству не имеет на это права — земля не совпадает с целевым назначением объекта. Требуются проект и кипа другой документации. А еще один частник из Пинска решил заниматься бизнесом в своем доме. Природоохранные службы сразу сказали: нужно заводить журналы на отопительный котел. То есть если раньше он выносил, как жилец, золу в мусорный бак, то сейчас необходимы согласования в Бресте и контроль вплоть до того, когда он этот котел затопил.

Об излишней бюрократии говорят и успешные бизнесмены. Например, владелец известной в Бресте кофейни Александр Скиндер:

— Предпринимателям хотелось бы иметь какой–то один документ, в котором любой человек мог прочитать: что от него нужно, а не разбираться по отдельности с градостроительными, техническими и другими нормами. То есть унифицировать все требования к предпринимателям и дать им понятное, четкое задание. Попробуйте сегодня согласовать рекламу об открытии магазина, которую хотите разместить на фасаде здания. Помимо управления торговли горисполкома, нужно зайти еще в несколько организаций!

Да, сейчас у потенциальных бизнесменов много идей. Но ограничения уже на старте подрубают инициативу. К примеру, есть желание открыть хлебопекарню. Это производство продуктов питания. По требованиям СанПиНа с самого начала (не важно, что ты хочешь делать) нужна территория, огражденная забором. Зачем, если для выпечки круассанов достаточно павильона в 15 «квадратов», печки, тестомеса, рукомойника и прилавка?..

Без права «налево»

И все же не все частники ведут честную игру. К примеру, в середине августа на вещевом рынке в Лунинце, по оперативной информации, пограничники совместно с налоговой инспекцией и милицией нашли у предпринимателей две партии немаркированной обуви. А в мае в этом же райцентре у местного жителя пограничники выявили коммерческую партию одежды на сумму свыше 10 тысяч рублей. По словам официального представителя Пинского погранотряда Михаила Бут–Гусаима, теперь недобросовестные бизнесмены ввозят товар из Украины легально. Дизелями и через пункты пропуска мелкими партиями, без растаможки. Накапливают на складах и выходят на рынок. Но все они рано или поздно попадают в поле зрения служб, которые борются с незаконной торговлей.

alexbresta@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter