Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Давай научу 2.0». Как любанские школьники учились запрягать лошадь

Взялся за гуж

Николай Власовец из деревни Костюки Любанского района научился запрягать лошадь, когда ему не было еще и восьми лет. На девятом десятке он решил передать свой опыт местным школьникам Богдану Линевичу и Ивану Самусевичу. Что из этого вышло? Спойлер: если закрыть глаза на то, что парни заставили Николая Александровича изрядно понервничать, получилось очень даже весело.

Чтобы затянуть супонь, нужно хорошенько упереться

Смелость испаряется

Белая кобыла Альфа еще не знает о том, что мы затеяли эксперимент. Она лениво щиплет на лугу подмерзшую траву, а когда замечает приб­лижение хозяина, бросает свое за­нятие и идет навстречу. Коневод проводит инструктаж для ребят:

– Начнем, хлопцы, с техники безопасности. Не бегите навстречу животному, подождите, пока оно само подойдет к вам. Когда Альфа даст понять, что готова подружиться, поднимите ладонь, будто хотите ее погладить, и следите за ушами. Если кобыла прижала их, как тигрица, значит, потребуется второй заход с конфетой или овсом. Если уши торчком, животное к вам расположено. Альфа любит, когда ее гладят по холке, а вот до морды лучше не дотрагивайтесь. Это очень чувствительное место – кобыла разре­шает погладить мордочку только хозяину. Ну, кто смелый?

Дед Николай всего за десять минут снаряжает лошадь

Первым поздороваться с животным решается Иван, но Альфе явно не до знакомств. Она начинает нарезать круги по лугу и даже тихонько рычит – почти как собака. Ваня резко пятится назад. В этот же момент у него за спиной громко закукарекал петух – и от неожиданности и испуга восьмиклассник бросается наутек. От души похохотав, дед Николай берет коня за уздечку и вместе с парнями ведет Альфу на дорогу, чтобы запрячь в бричку.

Вожжи лучше руля

Возле дома нас ждет белая карета – почти как из сказки про Золушку. Бричку Николай Александрович выменял на грузовик «ГАЗ» еще 30 лет назад. И за это время ни разу не сел за баранку автомобиля – вожжи стали ему ближе:

– Я на своем экипаже и в поликлинику в Любань езжу, и в аптеку, и на почту. Когда паркую его среди автомобилей, горожане удивляются. У меня очень умная кобыла: машин не боится. Даже цвета светофора различает, на красный стоит как вкопанная.

Николай Александрович всю жизнь мечтал о белой кобыле, но исполнил желание лишь пять лет назад. Альфу он купил в местном хозяйстве, отдав за нее 400 рублей:

– У меня тогда еще своя лошадь была, поначалу пытался содержать обеих. Но возраст уже не тот, поэтому старую пришлось продать. Хотя и Альфу молодкой не назовешь: ей уже почти 20 лет, но она еще сильная и энергичная. Если неделю никуда не выезжаю, просится, мол, выпусти, хозяин, хоть в лес, хоть в город.

Лошадь машет головой, будто поддакивает, и терпеливо ждет, когда на нее наденут упряжь.

– Дай лапу, дорогая, – подходит к питомцу хозяин, и Альфа послушно поднимает переднюю правую ногу.

– Вот это дрессировка! – изумляются школьники.

Хомута что ль не видели?

Хомут, гужи, супонь, шлеи, дуга, седелка, чересседельник... Многие из этих слов парни слышат впервые, поэтому не всегда понимают команды Николая Александровича. Тот искренне удивляется:

– Ну, чего вы стоите? Хомута что ль не видели? Смотрите и запоминайте: в левую руку берем упряжь, в правую – седелку с чересседельником и накидываем на спину коня. Сначала кладем ее ближе к холке, потом, расправляя шерсть, ищем удобное положение. А теперь достаньте подпругу.

Ваня и Богдан впервые имели дело со сбруей

Мальчишки переглядываются, не понимая, чего от них хотят. Оказывается, хозяин просит протянуть под брюхом лошади широкий ремень, который будет держать седелку.

Николай Александрович надевает на Альфу хомут, причесывает задравшуюся гриву и набрасывает шлею – регулируемые ремешки, которые пристегиваются к ободу и держат его во время движения.

– Иван, вытяни хвост из шлеи. Только без резких движений сзади, а то как лягнет! – командует коневод.

После этого хозяин вставляет оглоблю в гуж, крепит дугу и перекидывает ее на другую сторону. То же самое делает и с противоположной стороны. Руки деда Николая работают так быстро и ловко, что уследить за движениями очень тяжело. Парни раз за разом просят повторить манипуляцию, но, кажется, сути все равно не улавливают. Впрочем, мы с фотографом тоже.

– Взялся за гуж, не говори, что не дюж, – подшучивает Николай Александрович над приунывшими парнями, потерявшими надежду справиться с упряжью. – Подай мне оглоблю, а то спина болит, сгибаться тяжело.

Иван метнулся за жердью, но не удержал – она упала прямо ему на кроссовок. «А-а-а-ай, бо-о-о-ольно!» – взвыл юноша.

– Нога целая? Разуйся и посмотри, а я покажу твоему коллеге, как затянуть супонь, – и хозяин крепко берется за ремень, пристегнутый к двум краям хомута, упирается посильнее и зажимает его. Напоследок коневод пристегивает вожжи к уздечке.

В награду за то, что ребята сами запрягли лошадь, хозяин разрешил им «порулить» 

Награда для всех, кто поработал, – прогулка до Любани в бричке. И пусть кобыла Альфа не может развить такую же скорость, как ее тезка – автомобиль «Альфа Ромео», поездка в белой карете была незабываемой. К слову, Николай Александрович не обманул: на красный сигнал светофора лошадь четко реагирует – стоит как вкопанная. Не может только привыкнуть к восторженным детским восклицаниям: все время оборачивается.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter