Корреспонденты "СОЮЗа" в Минске и Москве поработали водителями троллейбуса

Взяли за "рога"

Корреспонденты "СОЮЗа" в Минске и Москве поработали водителями троллейбуса


Российские автоэксперты в один голос утверждают, что будущее за электрическим транспортом - как самым экологичным. Значит, профессия водителя троллейбуса будет все более востребованной.


Сегодня это одна из высокооплачиваемых рабочих профессий. Поэтому вакансий немного. По данным портала trud.ru, средняя зарплата водителя троллейбуса в России составляет 22 тысячи рублей. Самая высокая - в Москве: 51,5 тысячи. В Питере - 50, в Подмосковье - 46,3, в Татарстане - 27,5. Впрочем, в "Мосгортрансе" оценивают уровень зарплат своих сотрудников осторожнее. Как нам сообщили в пресс-службе предприятия, cредняя зарплата водителя троллейбуса регулярных городских маршрутов - от 41 до 55 тысяч рублей.

Заработок состоит из тарифной ставки и надбавок за стаж, особые условия работы, работы в ночное время и т.д. Кроме того, водителям за высокие результаты работы (по выполненным рейсам, безаварийному вождению, культуре обслуживания пассажиров) выплачивают премии.

Сотрудникам "Мосгортранса" бесплатно выдаются проездные на наземный городской транспорт, частично или полностью оплачиваются путевки на базы отдыха и в пансионаты, в детские оздоровительные лагеря.

График работы линейного водителя сменный, с различной продолжительностью смены. Те, кто трудится по 7 часов в день, имеют лишь один выходной в неделю. При 8-часовом рабочем дне полагается два выходных. А те, кто за рулем 10 с половиной часов, работают два дня через два.

Сегодня в "Мосгортрансе" работают почти 3 тысячи водителей троллейбуса. Из них более 30% - женщины. На предприятии полагают, что это сложилось исторически. По одной из версий, во время Великой Отечественной войны, когда большая часть автобусного парка была направлена на фронт, перевозки в Москве осуществлялись преимущественно троллейбусами и трамваями. Именно тогда женщины массово освоили профессию водителя электротранспорта, что нашло свое продолжение и в мирное время. Впрочем, есть и другая точка зрения: водить троллейбус физически легче, чем автобус, он проще в содержании, поэтому среди водителей автобуса женщин почти нет.

Тем временем в России

Водители троллейбуса регулярных городских пассажирских маршрутов получают 12 дополнительных дней к ежегодному основному 28-дневному отпуску. На пенсию водители троллейбуса (впрочем, как и другого наземного городского транспорта) выходят на льготных условиях: мужчины - в 55 лет (при стаже работы 20 лет), женщины - в 50 лет (при стаже работы 15 лет).

Татьяна Смольякова

smola@rg.ru


Водитель троллейбуса в Минске - профессия мужская. На четырех мужчин - всего одна представительница слабого пола.


Нынче водителем троллейбуса устроиться не так уж просто. В списке вакансий эта должность исчезла, хотя еще несколько лет назад была среди основных. "Раньше группы набирали едва ли не каждый месяц, сейчас - четыре раза в год, - замечает замдиректора минского троллейбусного парка N 2 Александр Мазго. - И то лишь для того, чтобы заменить тех, кто уволился, перешел на другую должность или отправился на пенсию. Профессию водителя троллейбуса осваивает преимущественно молодежь".

Зарплата зависит от класса водителя, стажа его работы, даже от того, на сочлененной ли он работает машине или на короткой. В среднем она составляет 900 белорусских рублей в месяц (примерно 30 тысяч российских). Лучшие получают 1150-1200 (около 40 тысяч российских), подсчитывает Александр Мазго.

Это с премиями и всевозможными надбавками. Однако если не в полной мере выполнил инструкцию водителя троллейбуса, скажем, был замечен за курением в кабине или за разговором по мобильному телефону, неправильно подъехал к остановке - будь готов лишиться определенной суммы. Подобные штрафы порой доходят до 5,5 тысячи российских рублей (170 белорусских). Предусмотрен и "социальный пакет": выплаты к юбилеям, льготные путевки в детские лагеря и санатории, обеды со скидками, доставка водителей к месту работы и обратно (когда речь идет о ранних выездах или позднем возвращении в депо).

Отпуск при этом составляет 24 основных дня. Плюс один день по контракту. За "вредность" могут продлить его еще на 14, если водитель отработал без выходных и больничных.

Работать приходится примерно по 8 часов в день. Либо четыре дня подряд в первую смену, два выходных, четыре - во вторую смену. Либо пять будних дней подряд в "часы пик", но с отдыхом в субботу и воскресенье. А вот переработки после того, как транспортники решили кадровый голод, перестали быть актуальными. Александр Мазго прикидывает: пожертвовать выходными никого не просили вот уже несколько месяцев.

Тем временем в Беларуси

Пенсионный возраст у белорусского мужчины, крутящего баранку троллейбуса, наступает в 55 лет (при условии, что он отработал не менее 25 лет), у женщины - в 50 (при 20-летнем стаже). Впрочем, и сейчас за рулем есть пенсионеры. Самому старшему во втором троллейбусном парке водителю - 66, хотя в других были и те, кто дорабатывал до 70 лет.

Дмитрий Умпирович

deu@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter