Источник: Знамя юности
Знамя юности

На что нужно обращать внимание, покупая вещи на маркетплейсах, – ликбез от эксперта

Взяли под защиту

Анна Суша
Какие нюансы нужно учитывать, чтобы онлайн-шопинг не портил нервы? И какие механизмы предусмотрены для защиты прав тех, кто закупается на маркетплейсах? Ликбез для «Знаменки» провела председатель Белорусского общества защиты потребителей (БОЗП) Анна Суша.

При выборе товара на интернет-площадке специалист рекомендует проверить, как давно существует магазин:

– За новомодным словом «маркетплейс» кроется лишь информационный спонсор – площадка, на которой зарегистрированы магазины и индивидуальные предприниматели. И многие потребители допускают ошибку, направляя претензии в адрес нее, а не поставщика. Обращайте внимание, у кого вы приобрели вещь. А на этапе покупки посмотрите, как давно зарегистрирован продавец: вдруг это однодневка?

Сравнивайте цены на одноименный товар. Объяснения из разряда, что вы нашли его где-то дешевле, впоследствии не станут основанием для расторжения договора, даже если изделие не входит в перечень доброкачественных непродовольственных товаров, которые нельзя обменять.

В момент доставки сложной бытовой или цифровой техники следует убедиться в ее исправности, заостряет внимание Анна Суша:

– Пусть прибор продемонстрируют в действии. Как правило, покупателю всегда предлагают подписать документ о том, что он не имеет возражений. Излишне доверчивый потребитель, уверенный в качестве девайса, при вскрытии упаковки может обнаружить на нем, скажем, вмятины. И как потом докажешь, что они были нанесены ранее, а не в процессе эксплуатации? Поэтому не спешите подписывать бумаги.


Если намерены оформить рассрочку, убедитесь, что заключаете не кредитный договор, иначе рискуете переплатить немалую сумму.

Курьер или сотрудник пункта выдачи заказа обязан вручить покупателю документ, подтверждающий стоимость товара. Нелишним будет сохранить чек на время гарантийного срока. Руководство пользователя может отсутствовать на бумажном носителе – его легко найти в интернете.

Если в процессе эксплуатации что-то пошло не так, эксперт советует составить письменную претензию и послать ее по почте:

– Требования потребителя должны удовлетворить за 14 дней. Иначе он вправе обратиться с исковым заявлением в суд и, если понадобится, к нашим специалистам за помощью.

Анна Владимировна приводит пример судебного разбирательства с интернет-магазином:

– Покупатель приобрел варочную поверхность и духовой шкаф, но при установке обнаружил, что изделия друг другу не соответствуют: они просто не работали в тандеме. Магазин отказался пойти навстречу и удовлетворить претензию. Мы составили иск, в результате продавец компенсировал цену варочной поверхности (1280 рублей), выплатил штраф в размере стоимости товара, моральный ущерб и неустойку и возместил расходы БОЗП (355 рублей). Убыток возрос в разы, что, мне кажется, красноречиво говорит об одном: лучше выбрать мирный путь.

Многие потребители предпочитают интернет-площадки из экономии, ведь порой товары на них намного дешевле, чем в стационарных магазинах, замечает Анна Суша:

– И все же рекомендую не соблазняться низкой ценой. Помните народную мудрость: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Выбирая вещь на просторах интернета, следует отдавать себе отчет, где именно вы намерены ее приобрести – в интернет-магазине или в соцсетях. На изделие, купленное, что называется, с рук Закон «О защите прав потребителей» не распространяется.

В целом законодательство не предусматривает существенных различий для стационарных магазинов и интернет-площадок, резюмирует Анна Суша:

– Действуют одни и те же нормы. Прежде всего Закон «О защите прав потребителей», а также Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания» и Гражданский кодекс.

В ТЕМУ

Недавно отдел по защите прав потребителей Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕАЭК представил данные опроса населения стран ЕАЭС о защите прав потребителей в электронной торговле (в нем поучаствовали и граждане Беларуси – 64 процента опрошенных). Согласно исследованию, 95 процентов его участников покупают товары в интернете, 78 – еще и заказывают услуги. Активнее всего участвуют в электронной торговле потребители в возрасте от 26 до 40 лет (45 процентов) и от 41 до 55 (37 процентов).

ЕСТЬ ВОПРОС

Почему вы покупаете на маркетплейсах?


Валерия Соприх, студентка Белорусского государственного технологического университета:

– Основная причина перехода на онлайн-шопинг – экономия времени. Иногда после учебы не успеваю забежать в торговый центр, а маркетплейсы работают круглосуточно – могу закупиться в любой удобный момент. В виртуальных гипермаркетах найдутся товары на любой вкус: от столовых приборов до бытовой техники. Едва ли обычный магазин способен похвастаться таким ассортиментом. Чаще всего заказываю одежду и декор. Особенно ценю, что есть возможность примерить вещи и обувь и быстро вернуть их, если размер не подошел.


Максим Качайло, студент Гомельского государственного медицинского университета:

– Не раз замечал, что в онлайн-магазинах товары стоят меньше, чем в обычных. Особенно это заметно по книгам: маркетплейсы продают их на 5–10 рублей дешевле. В мою виртуальную корзину обычно попа­дают одежда, обувь, игрушки, аксессуары для техники. Еще один аргумент в пользу площадок – доставка. Можно всего через пару дней забрать заказ в одном из пунктов самовывоза, которые есть по всему городу, или попросить курьера привезти его домой.


Алина Ткаченко, студентка Минского государственного лингвистического университета:

– Считаю, бродить по торговым центрам в поисках нужных вещей – бесполезное занятие. Зачастую не удается найти то, что хочется, или нет подходящего размера. А онлайн без труда уточнишь наличие изделия сразу, не выходя из дома. К тому же есть функция расширенного поиска: благодаря фильтрам можно настроить тип товара, его цвет, размер, материал. Это значительно эко­номит время. Еще одно преимуще­ст­во маркетплейсов – отсутствие надоедливых консультантов, которые пытаются что-то втюхать. Спокойно изучаешь каталог и выбираешь подходящие вещи.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter