К концу года в Минске должна появиться первая линия по переработке ПЭТ-бутылок

Взяли пластик за горлышко

К концу года в Минске должна появиться первая линия по переработке ПЭТ-тары. Так называют привычные нам пластиковые бутылки, в которые разливают газированные напитки, пиво, минеральную воду. Количество их растет с каждым годом, ведь такая упаковка легкая и удобная. Перерабатывающие предприятия есть в Могилеве и Новополоцке, а вот в самом крупном городе страны такой линии пока не было. Корреспондент «Р» узнала о возможностях нового производства.

Бутылки извлекают из коммунальных и раздельно собранных отходов.

Линия по переработке ПЭТ-тары будет установлена в одном из зданий на территории коммунального унитарного предприятия по обращению с отходами «Экорес». Основные виды его деятельности — захоронение твердых коммунальных и промышленных отходов, обезвреживание медицинских отходов, хранение радиоактивных отходов, сортировка раздельно собранных отходов в смешанном виде и твердых коммунальных отходов.

— До сих пор собранные пластиковые бутылки мы спрессовывали в кипы и отправляли в Могилев для дальнейшей переработки, — рассказала Инна Савелова, заместитель главного инженера по производству. — Сейчас решили модернизировать производство и запустить собственную линию. 

Оборудование для переработки использованной ПЭТ-тары в чистые хлопья или флексу, которая используется для производства пластмассовых изделий, уже закуплено, причем у наших производителей. Сейчас идет подготовка здания к ее установке. Линия состоит из 28 предметов оборудования и стоит около 280 тысяч долларов. В стоимость входит цена самого оборудования, его доставка, монтаж, пусконаладочные работы, обучение персонала. Планируется, что работать она будет в две смены. Обслуживать автоматизированное производство смогут 5 человек: оператор, три сортировщика и подсобный рабочий.

Производительность линии — до 2,5 тысячи тонн в год. Выход сырья — 60—70% от общего объема, поступившего на переработку.

— Пластиковые бутылки извлекаем из коммунальных и раздельно собранных отходов, заготавливаем на собственных приемных пунктах  и закупаем у юридических лиц,  — перечисляет Инна Николаевна. — Сейчас в Минске фактическое соотношение объемов сбора к объему образования ПЭТ-бутылки составляет около 20%. Это слишком мало! Все усилия должны быть направлены на то, чтобы извлечь и пустить во вторичный оборот как можно больше ПЭТ-тары. Да, хранить пластиковые бутылки не слишком удобно: они легкие, но объемные. Но их можно сплющивать или скручивать.

Технология, которая будет внедрена в КУП «Экорес», предусматривает переработку бутылки и с этикеткой, и с пробкой.

— Тюки с сырьем подаются на разделочный стол. Обслуживающий персонал снимает с них обвязку и направляет сырье на наклонную поверхность стола, с которой оно падает на просеиватель. Он служит для удаления песка, камней, — в подробностях описывает процесс Инна Савелова. — При прохождении вдоль сортировочного транспортера из сырья вручную удаляются инородные включения. Для металлических фрагментов предусмотрен магнитный сепаратор. Затем по наклонному конвейеру бутылки попадут в измельчитель. Там они раздробятся, затем прополощутся в центрифуге. Оттуда пластиковые хлопья попадут в отделитель этикеток. Их бумажные фрагменты просто выдует. Затем последует еще одна промывка в специальной ванне, где хлопья осядут на дно, а все ненужное всплывет и будет смыто потоком воды. Еще несколько «стирок» при высокой температуре позволят избавиться от жиров, масел, липкой грязи, клея и тому подобных фракций. Остается еще раз прополоскать и хорошенько высушить ПЭТ-хлопья.

Прежде чем отправить бутылки на конвейер, их придется рассортировать: отделить белые от цветных. Белые хлопья стоят дороже, так как их можно окрасить в любые цвета. 

— Подобное производство выгодно, — подсчитали в КУП «Экорес». — Рынков сбыта для полученного сырья хватает. Флексу используют для изготовления ПЭТ-бутылки, полиэстерного волокна. Единственное — чтобы обеспечить полную загрузку, нужно увеличить объемы заготовки. Ежегодно мы собираем около 1,7 тысячи тонн ПЭТ-тары, а линия может переработать до 2,5 тысячи тонн. Наращивание объемов возможно, если люди более ответственно отнесутся к раздельному сбору отходов.

Признаться, доводилось видеть, как одна и та же машина ссыпает в свое нутро сразу три контейнера: с пластиком, стеклом и макулатурой. Подобное зрелище как-то отбивает желание сортировать мусор…

Инна Николаевна заверяет:

— Такая ситуация связана лишь с возможностями перевозчиков. Пока что им невыгодно пускать по отдельной машине для каждого вида отходов — нет таких объемов. Конечно, было бы идеально, если бы машина прошла по маршруту, собрала только ПЭТ-тару и чистенькую привезла сюда. Но вряд ли так получится. На контейнере надпись «ПЭТ-бутылка», а заглядываешь туда и видишь пенопласт, стаканчики из-под йогуртов, упаковки от тортов, яиц, одноразовую посуду. Между тем все перечисленное сегодня вообще не перерабатывается — сразу утилизируется. Так что сортировать здесь, на предприятии, приходится в любом случае. Что еще можно бросать к ПЭТ-бутылкам? Флаконы из-под шампуня, моющих средств, пленку.

На предприятии твердо намерены вернуть в хозяйственный оборот как можно больше вторичных материальных ресурсов. Что ж, люди оставляют после себя слишком много синтетических отходов, и хотя бы частичная их переработка поможет не только сэкономить, но и сохранить экологию.

nevmer@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter