106-летняя бабушка-шептунья рассказала, как дожить до преклонных лет

Взяла у прошлого взаймы

Странное дело. Медицина творит чудеса, аптеки полны лекарствами практически от всех болезней, продукты питания на прилавках также представлены в изобилии. Но при этом продолжительность жизни все равно серьезно не увеличивается. Поэтому такое удивление и восхищение вызывают люди, которым перевалило за 100. Гелене Василевской из деревни Вульковцы Гродненского района и того больше — 10 мая ей исполнится 106 лет. В своем возрасте бабушка, можно даже сказать, гиперактивна, хотя и жалуется порой на сердце. Правда, родные ее утверждают, что делает она это скорее для порядка, нежели взаправду.

Никаких серьезных хворей у бабушки Гелены никогда не было.

106-летняя жительница деревни Вульковцы Гелена Василевская — личность в округе известная. Она — местная врачевательница и, как говорят в народе, бабка-шептуха. Это сейчас деревня опустела. Недавно даже магазин закрыли. Замок давно висит на клубе и почтовом отделении. А когда-то здесь работала школа, было много молодежи. Всю свою жизнь Гелена Василевская лечила рожу —инфекционное заболевание. Как известно, в борьбе с этим недугом народные средства помогают лучше всего. Сейчас лечить особо некого, но бабушка на всякий случай держит травы на чердаке. 

В гости к бабушке Геле отправляемся вместе с председателем Подлобенского сельсовета Тадеушем Жуком. Дом, в котором живет долгожительница, совсем не похож на обычную деревенскую хату. Высокий железный забор, туи, уютный двор и добротный кирпичный домик. Дверь открывает невестка бабушки Гели — Янина Василевская. 

— Бабушка ждала вас, прихорашивалась, все спрашивала, кто приедет и зачем, — улыбается невестка. — Она у нас неспокойная. На месте не сидит. Вот бы к ней шагомер прикрепить, чтобы узнать, сколько она в день километров наматывает. 

Сама бабушка Геля, маленькая и сухонькая, выходит из комнаты и сразу спрашивает:

— Вы ко мне?

— К вам. Как поживаете?

— Да уж ничего сама не могу, — печалится бабушка Геля. — А недавно беда приключилась. Сломался телевизор. Скучно без него. 

— Да ведь вы же сами приставку сломали, — обращается к ней строго невестка. — Зачем?

Гелена с мужем и четверо их детей

Но бабуля не обращает на вопрос никакого внимания. Делает вид, что не слышит. Хотя слух, конечно, давно не тот. Говорить надо громко. Хозяйка дома скромно усаживается на краешек спинки дивана и безо всяких вопросов погружается в воспоминания о той далекой жизни. 

Родилась Гелена в соседней деревне Скрыники в 1911 году. В семье было пятеро детей, она — самая старшая. В 1941 году вышла замуж и переехала в Вульковцы. Вместе с мужем подняли на ноги четверых детей — двоих сыновей и двух дочерей. Сейчас в живых осталось только двое. А во время войны Гелена чуть было не потеряла супруга. Как-то раз вместе с соседом поехали на работу в поле, а по дороге увидели мертвого немца. Его напарник решил, что сапоги мертвецу ни к чему. И забрал их себе. На следующий день в деревню приехали немцы. Забрали обоих. Через несколько дней мужа Гелены отпустили, а соседа — расстреляли. 

Одна из дочерей по-прежнему живет в соседнем доме, и бабушка Геля дважды в день ходит к ней в гости, чтобы проверить, все ли у нее в порядке. Врачи, которые периодически наведываются к долгожительнице, не устают удивляться ее энергии и отменному здоровью.

— Таблеткамі хваробу не адолець, — уверена баба Геля. — Трэба Бога маліць. Але да касцелу даўно не хаджу. А калісьці бегала па 15 кіламетраў. Рабіла ўсё жыццё. Ніколі на месцы не сядзела. 

Невестка Янина Альфонсовна говорит, что до недавнего времени бабушка пыталась что-то помогать по хозяйству, но силы уже покидают ее. Никаких серьезных хворей у бабушки Гели нет и никогда не было. Да и с памятью, на удивление, все в порядке. Все 15 внуков, которые часто наведываются в гости, не устают удивляться, что бабушка всех помнит и интересуется новостями из их жизни. В своей собственной памяти она хранит фрагменты тяжелой жизни, войны, постоянного изматывающего труда.

— Вам, детки, грех жаловаться. Нас немцы палілі и палілі. Нашу хату спалілі. Дзетак забіралі. Людзей за­бівалі. Паставяць и пастраляюць. Адзін толькі ўцёк. Потым маці прывезлі, у той нявестка была бе­ременная. Яна і кажа: «Мяне забейце і сына, а яе с дзіцем не чапайце». 

— Это бабушка рассказывает про Марию Бернадскую, — вводит в курс повествования председатель сельсовета. — Родом она была из Польши, и сюда ее привезли, как и многих других мирных жителей Липска, на расстрел. Местные жители стали свидетелями того, как свекровь вышла из толпы и попросила, чтобы ее расстреляли, а беременную невестку отпустили. 

Тадеуш Жук рассказывает, что возле форта № 2 Гродненской крепости, расположенного на территории Сопоцкинского сельсовета, в 1941—1943 годах было казнено около трех тысяч человек. Фашисты расстреливали здесь евреев и интеллигенцию из Гродно и соседних деревень, а также заложников из восточных районов Польши. После войны на месте массовых расстрелов был установлен памятник жертвам фашизма. Скорбящая мать оплакивает своих сыновей, погибших в обеих войнах. В память о своих казненных земляках жители польского города Липска Августовского повета установили в 1990 году возле форта крест и плиты из черного мрамора. На плитах можно прочесть имена расстрелянных у форта мирных жителей.

Гелена с мужем и четверо их детей

— Осталось совсем мало людей, которые были живыми свидетелями тех событий, — говорит Тадеуш Станиславович. — Ведем большую работу по благоустройству территории вокруг фортов и памятных знаков. Мы попали в безвизовую зону, поэтому туристов стало к нам приезжать гораздо больше, чем в прошлые годы. Мы успели своими силами привести в порядок место, о котором рассказывает бабушка Гелена. Когда ремонтировали Гродненский райисполком, лично попросил оставить старую плитку, из которой выложили дорожку к крестам на месте расстрела. Убрали бурьян, установили скамейки, совсем недавно возле мемориала появились биотуалеты. История живет, пока есть люди, которые ее рассказывают. 

А бабушке Гелене всегда есть что рассказать гостям. Она сама — достопримечательность. Но в чем все-таки секрет такой долгой и активной жизни? Какая-то специальная овощная диета? Нет. По словам невестки Янины, бабуля, как это ни странно, любит налегать на мясное. Утром, как только просыпается, на столе должен стоять завтрак. Долгожительница ест немного, но несколько раз в день. Любит горячий чай, особенно травяной. Но и от кофе со сгущенкой не откажется. 

— Автолавка сегодня приедет, — информирует нас бабушка Геля, услышав, что речь пошла о ее кулинарных предпочтениях. — Колбасы надо купить. 

Бабушка признается, что любит получать подарки. Говорит, раньше приносили люди. Имеются в виду презенты в благодарность за успешное избавление от неприятной болезни. Денег за лечение она никогда не брала. В конце нашей встречи баба Геля берет меня за руку, отводит в сторонку и задает неожиданный вопрос:

— Может, знаешь, поднимут пенсию? 

— Поднимут, даже не сомневайтесь. 

Очень жизнеутверждающая встреча получилась. Таких, как бабушка Гелена, действительно мало. Ее рецепт долголетия прост и понятен: движение, оптимизм и отказ от чудес современной медицины. А сломанную телеприставку я забрала с собой. Сдам в мастерскую, а потом верну обратно. Пусть бабуля смотрит сериалы и новости. Пока есть интерес к жизни, есть и сама жизнь.

tanula.k@mail.ru

Фото автора и из архива

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter