Взрывной характер газа

Трагедия в Днепропетровске
Число 13 стало для жильцов 10–этажного дома в Днепропетровске роковым. В минувшую субботу, 13–го октября, на улице Мандриковской прогремел взрыв страшной силы, разворотивший чуть ли не полдома. Накануне трагедии люди отчетливо слышали запах газа. Вызвали аварийную службу. Но газовщики опоздали. В результате — 15 погибших, из них двое детей, 17 раненых, еще несколько человек пока не найдены под завалами. Вчера в городе хоронили жертв трагедии. Президент Беларуси Александр Лукашенко от имени белорусского народа и себя лично выразил глубокие соболезнования Президенту Украины Виктору Ющенко, родным и близким погибших.

Что же послужило причиной аварии? Есть несколько версий. Одна из наиболее вероятных — резкое повышение давления в трубах в результате неисправности газораспределительного пункта. Конечно, не сбрасывается со счетов халатность персонала, который вовремя не отреагировал на поломку. Но почему не сработал предохранительный механизм, в случае скачков давления перекрывающий газ? По всей видимости, на эти вопросы ответит днепропетровская прокуратора. А пока интересно узнать: насколько мы защищены от подобных «сюрпризов»? Начальник технической инспекции УП «Мингаз» Татьяна Ивахненко считает, что страховка у систем, питающих дома минчан углеводородным топливом, вполне надежная:

— Большинство городских газораспределительных пунктов оборудованы телемеханикой. Что это значит? Круглосуточный контроль. Зафиксирован факт вмешательства в систему либо перепад давления — об этом сразу же становится известно диспетчеру, незамедлительно принимаются меры.

Однако каждую квартиру не оборудуешь телемеханикой. А плановый техосмотр газового оборудования проводится в домах раз в 10 лет. В остальное время каждый должен сам держать в прямом смысле слова нос по ветру: нет ли утечки?

Самый простой способ это проверить, советует Татьяна Ивахненко, нанести мыльный раствор на резьбовые соединения труб (места потенциальной утечки). Если появятся пузырьки, значит, есть повод срочно набрать номер аварийной службы — 104. Имеет смысл периодически тестировать и газовые колонки (особенно те, на которых не установлены автоматизированные системы безопасности). Делается это с помощью зажженной спички. Если язычок пламени неподвижен — это сигнал SOS. Значит, есть проблемы с тягой.

У газа — взрывной характер. Поэтому сильно рискуют те, кто в угоду дизайнерским изыскам пытается задрапировать газовые трубы всевозможными панелями и ящиками. Газ, запертый в замкнутом пространстве, — бомба замедленного действия. Кстати, любые манипуляции с газовым оборудованием должны производить только специалисты, а не кустари–умельцы, к услугам которых, что греха таить, мы частенько прибегаем.

Еще рекомендация: не превращайте плиту в обогреватель! Четыре зажженные конфорки и пылающая духовка при запертой форточке — газовая камера. Угоришь в два счета!

Печальный пример днепропетровцев — урок для всех. Ущерб, причиненный взрывом, исчисляется миллионами гривен. Но деньги, конечно, ничто по сравнению с погубленными человеческими жизнями. Вернутся ли пострадавшие жильцы когда–нибудь в свои квартиры и подлежит ли вообще дом реставрации, пока неизвестно. Зато давно известно: с газом шутки плохи...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter